02.02.2006

Новейшая социальность. Hовые направления в Рунете развиваются при помощи калькирования зарубежных проектов



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Пожалуй, стоит смириться с тем, что новые направления в Рунете развиваются при помощи калькирования зарубежных проектов. Это не аксиома, далеко не всегда бывает именно так, но в большинстве случаев - увы и ах. Причем копировать начинают с большим и не очень опозданием, но если уж начнут, то жди сразу вала новых однотипных проектов. Сейчас наступила пора социальных сетей.
Буквально в течение месяца или чуть больше в Рунете заявили о старте сразу три проекта, обозначившие себя как "социальные сети": "Мой круг", Webby.ru и Comby.ru. Вряд ли они станут последними в борьбе за привычку людей общаться, поддерживать связи со старыми знакомыми и искать новых. Стоит ожидать, что в течение примерно квартала появится еще пяток аналогичных проектов. Впрочем, разница между ними есть. Webby.ru создан в связке с крупным проектом Headhunter.ru. Задача у него поэтому в первую очередь прикладная - помогать искать работу и работников по рекомендациям знакомых, пусть даже и виртуальных. Схожие профессиональные амбиции у "Моего круга", но создается он с нуля, без поддержки лояльной аудитории (как у Webby.ru). А Comby.ru не заботится о серьезном лице профессионала и не собирается лезть в сферу практического использования социальных сетей, ориентируясь на массовую аудиторию. У всех этих проектов есть свои прототипы в англоязычном интернете, за что все и получили по ярлыку "клон того" и "клон этого", но рядовых пользователей это вряд ли должно смущать.
Смущаться должны инвесторы, которые вложились в создание таких проектов. Кроме Webby.ru, перечисленные выше сети существуют сами по себе и наверное, хотят достичь популярности, сравнимой со своими зарубежными родственниками. То есть Comby.ru во многом похож на MySpace.com за вычетом акцента на музыку, что никогда не поздно добавить. А MySpace.com, созданный два года назад, теперь имеет 26,7 млн пользователей (данные на ноябрь 2005 года), а его создатели получили $580 млн, продав проект News Corp.
Вот только в Рунете масштаб будет гораздо меньше.
26,7 млн пользователей - это больше (или равняется - при самых оптимистичных оценках) всей аудитории Рунета, а продаться за большие миллионы можно только отяпав довольно большой кусок от этой аудитории. Кроме того, в ближайшее время "киты" Рунета (вроде Яндекса, Mail.ru и Рамблера) наверняка выпустят или доведут до ума схожие проекты и сразу получат горы пользователей на свои сети (или как они еще их там назовут).
В области профессиональных социальных сетей еще может найтись место для нескольких одинаково популярных проектов. А вот в том что касается обычных знакомств, победитель забирает практически все.
Вести общение и заводить новых виртуальных друзей под разными личинами в рамках различных сетей способны немногие. Еще меньше людей, которым это интересно.
Пока все рунетовские социальные сети находятся в стадии бета- или альфа-версий, а многим проектам еще только суждено получить даже и этот статус: говорить о лидерстве в этом направлении слишком рано. Не так важно, кто этим лидером станет, но перспективы у него хорошие: сотни тысяч или миллионы постоянных пользователей, проводящих на сайте по несколько часов в день, каждый день, семь дней в неделю. Все они конвертируются в рекламные деньги, и этот кусок пирога достаточно сладок, чтобы заставлять людей создавать все новые сети.

Деловая газета "Бизнес"