02.02.2006
Кто пойдет за Zara

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
МАРИЯ ШАРАПОВА

Как уже сообщал "Бизнес" (см. номер от 1 февраля), один из крупнейших в Европе производителей молодежной одежды - испанская Inditex Group (Industria de Diseno Textil) стала российский ритейлером. Компания выкупила у финской Stockmann сеть магазинов Zara, которую та развивала по франшизе Inditex.
На рынке заговорили о том, что выкуп западными компаниями-владельцами брэндов бизнеса своих российских франчайзи может приобрести массовый характер.
До этой недели Россия оставалась одной из двух стран в мире, где магазинами Zara управлял франчайзи Inditex Group, а не она сама (в 55 странах, за исключением России и Финляндии, где сеть также развивает Stockmann, Inditex управляет магазинами самостоятельно).
В Москве Inditex прописалась как минимум на четыре года раньше запланированного срока: франчайзинговый договор на Россию между испанской компанией и Stockmann истекал только в 2010 году.
Это обстоятельство позволило некоторым экспертам найти скандальный аспект в действиях испанской компании. "Очевидно, что у испанцев были основания быть недовольными. Развитие марки было недостаточно агрессивным.
ВЕвропе Zara редко открывается в торгцентрах, преимущественно - в собственных магазинах на самых модных улицах.
В исполнении Stockmann все оказалось иначе: финны пошли по торгцентрам, единственным магазином, достойным Zara, был на Тверской, 4",- говорит директор по маркетингу компании "Номенар" (сети S. Oliver и Zolla) Алексей Волков.

Inditex приведет еще четыре марки


Но сами ритейлеры утверждают, что никакой скандальной подоплеки в сделке нет. Региональный директор Stockmann Петри Анттила говорит, что у испанцев были другие причины поторопиться. "Inditex все устраивало. Компания хотела открыть магазин на Тверской - он есть. Сейчас в Zara входит шесть магазинов, вскоре откроются два, в том числе один площадью 800 кв. м- в ГУМе",- говорит он. По словам менеджера по коммуникациям Inditex Хесуса Эчеварры, "самостоятельное развитие открывает для компании более широкие возможности".
"Все свои брэнды испанцы в одни руки отдавать не хотели.
Но так бы пришлось работать с тремя-пятью разными партнерами. При самостоятельном же развитии они могут завести в Россию всю линейку",- поясняет Анттила. По его словам, в 2006 году в Москве откроются магазины марок Massimo Dutti и Bershka, принадлежащих Inditex. Эчеварра подтвердил планы вывода на рынок новых брэндов.
Это не первый случай, когда владелец всемирно известной марки выкупает бизнес у своего российского франчайзи. В 2005 году канадский производитель обуви Bata выкупил за 850 тыс.
евро компанию Al Miro, владевшую эксклюзивными правами на открытие магазинов Bata в России. "Самостоятельный выход Bata на рынок позволит убрать 30-процентную розничную наценку, которую устанавливал франчайзи, что позволит привести цены в российских магазинах к уровню цен в европейских магазинах сети",- говорили тогда представители Bata.
Частный случай или тенденция
Однако если сделку Bata и Al Miro на рынке сочли частным случаем, то приход Inditex участники рынка расценили как начало тенденции на отказ западных одежных брэндов от продвижения в России с помощью франчайзинга.
"То, что сделала испанская компания - закономерно. Благодаря Stockmann, ее брэнд стал в России хорошо известен, марка показывает хорошие продажи - рынок подготовлен. А продавать свою продукцию самому выгодней - ни с кем делиться не надо, вся розничная наценка остается компании",- говорит Константин Сахаров, исполнительный директор по торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko.
По оценкам Алексея Волкова, розничная наценка на одежном рынке в зависимости от сегмента составляет 5-100%. "Я бы на месте владельцев брэндов так бы и поступала,- говорит гендиректор компании "АБМ Холдинг" Светлана Куприянова.- Выходя на рынок через франчайзинг-партнера, владельцы брэндов тестируют рынок - рискуют за чужой счет. А когда рынок подготовлен - можно и самому выходить".
Некоторые эксперты вспоминают, что отношения западных компаний и их российских партнеров не всегда складываются гладко. По словам гендиректора Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Марии Сморчковой, несколько лет назад французская компания DIM в одностороннем порядке расторгла отношения со своим официальным дистрибутором "ВИГО люкс", управлявшим десятью магазинами DIM в Москве. "Компания была поставлена на грань банкротства.
Запасной план российских франчайзи
На сегодняшний день в Москве работают три крупные компании, активно развивающие франчайзинговые одежные брэнды: "Русская торговая группа" (магазины Morgan, BHs, C&A и др.), "Интерспорт" (Stradivarius, Killer Loop и др.) и "Джамилько" (Chevignon, Guess?, Naf Naf и др.). В последнее время к этому списку присоединились компании "АБМ Холдинг" (в 2005 году купила франшизу на развитие сети French Connection) и "Монэкс трейдинг" (марки Next и Topshop). По словам представителей этих компаний, их западные партнеры пока не собираются выкупать их бизнес.
Правда, на случай потери того или иного брэнда компании подстраховываются, заключая договор сразу с несколькими компаниями. Например Stockmann, по словам Петри Анттилы, после Zara продолжит развивать сеть собственных универмагов и магазины по франшизе датской компании Bestseller (марки Veromoda, Jack & Jones и др.) Но многие эксперты убеждены, что опасения того, что западные компании в массовом порядке придут в Россию сами, преждевременны. "У Zara такая концепция: развивать магазины самостоятельно. Такой сценарий был предсказуем. Но другим-то зачем так поступать? Mango, например, везде развивается исключительно по франчайзингу. Зачем ей выкуп? И таких компаний немало. С одной стороны, компания может больше зарабатывать. Но и тратить она станет больше. Без учета стоимости аренды управление модным магазином обходится в $1-1,5 млн в год плюс $700-1 млн на ремонт",- говорит глава представительства Benetton Group Андрей Григорьев. С ним соглашается Алексей Волков из "Номенара": "Zara не показатель. Зачем рвать с крупными местными франчайзи из "большой тройки", если они профессионально занимаются торговым бизнесом много лет, знают рынок и их темпы устраивают владельцев марки? У всех франчайзинговых сетей примерно один план: десять магазинов в Москве, восемь - в Петербурге, по три в Казани и Екатеринбурге и по одному в городах-миллионниках. Иностранцу, если он придет и начнет открывать сам, такую географию не осилить".

Деловая газета "Бизнес"