31.01.2006

Сигаретам повезло больше водки. Правительство решило перенести срок ввода табачных марок с 1 января на 1 сентября этого года



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Табачные корпорации оказались удачливее производителей крепкого алкоголя в лоббировании переноса сроков введения новых акцизных марок. Как стало известно "Бизнесу", правительство решило перенести срок ввода табачных марок с 1 января на 1 сентября этого года.
Проект постановления "О маркировке специальными марками табака и табачных изделий" подразумевал введение акцизной марки нового образца для сигарет и других табачных изделий с 1 января, а также повышение стоимости знака с 4,5 до 11,21 коп. Согласно проекту, еще с 1 октября 2005 года "Гознак" должен был прекратить прием и размещение заказов на изготовление марок старого образца и начать печать новых марок, а с 1 января 2006 года продажа марок старого образца должна быть прекращена. Уничтожение нереализованных марок старого образца должно было завершиться к 1 декабря 2005 года.
Однако еще осенью производители говорили, что "Гознак" может не успеть напечатать необходимый объем марок, а табачники уже успели заказать марок старого образца на первый квартал 2006 года (об этом "Бизнес" писал 21 сентября 2005 года).
Как стало известно "Бизнесу", чиновники все-таки решили перенести срок введения марок нового образца на 1 сентября, а с 1 июня 2006 года будет прекращен выпуск старых марок. С 1 до 15 сентября предполагается провести инвентаризацию остатков прежних маркировочных знаков. Сейчас новый вариант постановления проходит согласование в Минсельхозе и Минэкономразвития (копия этого документа есть в распоряжении "Бизнеса").
Представители табачной индустрии довольны решением правительства. Менеджер транснациональной компании говорит, что табачной отрасли грозила ситуация, аналогичная сложившейся на алкогольном рынке, когда введение новых марок вызвало остановку всех заводов: правительство не успело принять постановление об отпуске марок нового образца, а старые уже были незаконны. "У табачных производителей лучшая кооперация, мы успели представить консолидированное мнение отрасли в правительство, поэтому к нам прислушались. Алкогольный рынок куда более разрознен",- поясняет собеседник "Бизнеса".
Правительство отразило мнение отрасли, констатирует исполнительный директор Совета по развитию табачной промышленности (СРТП) Надежда Школкина. "Отраслевые ассоциации провели продуктивные переговоры с правительством, итогом диалога мы довольны",- подытоживает директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Владимир Аксенов.
Управляющий по связям с общественностью российского офиса JTI Анатолий Верещагин также называет результаты переговоров конструктивными.
Однако у участников рынка еще остались вопросы к новой схеме. "За рамками проекта остается еще один важный вопрос: каков будет порядок оформления документов, связанных с учетом НДС по платежам за специальные марки? - интересуется Школкина из СРТП.- Стоимость марки включает НДС, однако пока в проекте не зафиксировано, какие документы производители могут предъявлять к вычету НДС".
Да и стоимость новых марок будет более чем в два раз выше нынешней, напоминает президент ассоциации табачных дистрибуторов "Грандтабак" Сергей Шелехов: "Рост любых затрат производителей сигарет отражается на цене пачки. Так что с введением новых, более дорогих акцизных марок розничная цена также увеличится, в первую очередь повышение скажется на дешевых сигаретах".



Деловая газета "Бизнес"