31.01.2006

Китайские автомобилестроители докатились до Балтики. "Автотор" и Chery построят автозавод в Калининграде



Как стало известно Ъ, ЗАО "Автотор" и китайская корпорация Chery подписали соглашение о подготовке производства автомобилей этой марки в Калининграде. Пока речь идет о загрузке существующих мощностей "Автотора", но партнеры готовы начать строительство нового полномасштабного предприятия с объемом инвестиций до $200 млн, рассчитанного на выпуск до 150 тыс. автомобилей в год. До сих пор никто из иностранных автопроизводителей не планировал строительство в России заводов такого масштаба. Однако даже дилеры китайских автомобилей считают, что если проект будет реализован, у Chery возникнут проблемы со сбытом такого количества машин.

О соглашении с Chery Ъ рассказал председатель совета директоров "Автотор-холдинга" Валерий Соколов. По его словам, речь идет о параллельных проектах – сборке Chery на существующих мощностях "Автотора" и строительстве нового завода в Калининграде в 2007 году. В этом случае инвестиции предполагаются с обеих сторон. "Мы рассчитываем, что китайское участие будет очень весомым,– заявил Ъ Валерий Соколов.– Возможно, мощности будут вводиться в строй поэтапно – сначала сборка, затем сварка, окраска и т. д. При реализации проекта мы будем использовать новый закон об особой экономической зоне". Глава ЗАО "Чери автомобили рус" Геннадий Павлов подтвердил Ъ, что переговоры о строительстве такого предприятия идут, но об их итогах говорить рано.

Мощности ЗАО "Автотор" (Калининград) рассчитаны на сборку 70 тыс. авто в год. Завод выпускает Kia, BMW, Chevrolet, Hummer, Cadillac, китайские грузовики и пикапы. В 2005 году выпущено 16 468 автомобилей, из них 7438 – по методу мелкоузловой сборки (Kia Rio и Sportage). Chery Automobile Co.– государственная автомобильная корпорация Китая. Ее мощности рассчитаны на выпуск 350 тыс. автомобилей и 400 тыс. двигателей в год. В прошлом году продано 185 тыс. машин, Chery стала крупнейшим автоэкспортером Китая, продав 18 тыс. машин в 29 странах. На модель Chery QQ (в России она называется Sweet) приходится 80% производства. Это копия Daewoo Matiz, правом на выпуск которого обладает GM-Daewoo. GM пытался доказать факт плагиата и запретить выпуск QQ, но китайские суды отказали американскому концерну.

Импорт автомобилей Chery в Россию начался в декабре прошлого года, продано около 400 машин. Сейчас у Chery две дистрибуторских компании – 100-процентная дочерняя компания "Чери автомобили рус", отвечающая за европейскую часть, и "Чери моторс", совместная структура с новосибирским холдингом "Трансервис", отвечающая за продажи в Самарской области и за Уралом. В европейской части России у Chery четыре дилера – "Инком-авто", "Автомир", "Аврора-моторс" и "Автопрестус". В России сертифицированы четыре модели Chery – микролитражка Sweet (от $8250), Amulet (класс B; от $10 990), B11 (класс D; от $21 990) и компактный внедорожник Tiggo (от $19 990). До официальной презентации проекта ни Chery, ни "Автотор" не намерены называть модели для сборки в Калининграде, намекая лишь, что они будут дешевле аналогов, импортируемых из Китая.

Соглашение с "Автотором" уже второй производственный проект Chery в России. Год назад "Трансервис" учредил компанию "Новосибирский автомобильный завод", где предполагал к декабрю собрать около 200 машин, а к началу 2007 года построить предприятие мощностью 6 тыс. автомобилей в год. Как сообщил председатель совета директоров "Трансервиса" Александр Бойко, комплектующие для сборки небольшой партии китайских машин на таможню поступили, но запуск серийного производства откладывается в связи с невозможностью воспользоваться льготным режимом промышленной сборки – он устанавливает минимальный объем производства от 25 тыс. автомобилей. По словам господина Бойко, сейчас "Трансервис" пытается объединить два своих проекта с китайскими автопроизводителями (второй – по выпуску внедорожника Admiral). Об альянсе Chery и "Автотора" господин Бойко ничего не слышал, однако, по его мнению, на сотрудничество "Трансервиса" с китайской компанией это не повлияет.

Андрей Резников, директор по развитию компании "Ирито" (импортер Great Wall Motor, Dong Feng, BYD, Foton, Hafei и First Automotive Works), оценивает проект Chery и "Автотора" пессимистично. Он напомнил, что в прошлом году в России продано не более 6 тыс. китайских автомобилей всех марок (из них 4,6 тыс.– через сеть "Ирито"), а Chery далеко не самый крупный производитель даже на внутреннем рынке, и достичь таких же объемов продаж в России он вряд ли сможет. Господин Резников предположил, что реальные денежные вложения в новый завод будут намного меньше заявленных: "'Автотор' может внести в СП часть своих активов, а китайцы вложат интеллектуальную собственность – как правило, они слишком дорого оценивают свои брэнды – и небольшую сумму в виде инвестиций". Андрей Резников не уверен, что китайцы готовы вкладывать серьезные суммы в производство в СНГ, по его данным, пока реализован лишь один такой проект – Dong Feng потратил $30 млн на организацию сборки грузовиков на Украине. Ъ будет следить за развитием событий.

ЕКАТЕРИНА Ъ-ЕМЕЛЬЯНОВА, ЕВГЕНИЙ Ъ-ХВОСТИК; ЮРИЙ Ъ-БЕЛОВ, Новосибирск

КоммерсантЪ