30.01.2006

АвтоВАЗ наказан рулем. 6,2 тыс. машин Lada Kalina имеют серьезный дефект



Lada Kalina Как стало известно Ъ, АвтоВАЗ уведомил своих дилеров об отзыве с рынка 6,2 тыс. автомобилей новой модели Lada Kalina, содержащих критический дефект рулевого управления. Ущерб предприятия от отзыва автомобилей оценивается в $650 тыс. Это уже не первый случай отзыва модели Kalina с рынка. Судя по всему, более 80% автомобилей этой марки, проданных с момента запуска модели в производство, содержат или содержали дефекты. Как сообщил Ъ один из менеджеров АвтоВАЗа, на днях завод разослал дилерам официальное предписание об отзыве с рынка 6,2 тыс. автомобилей Lada Kalina с трещиной втулки рулевого колеса. Это почти все автомобили Kalina, произведенные в сентябре–октябре 2005 года. По словам источника Ъ, АвтоВАЗ разослал предписание после того, как сам обнаружил дефект в рулевом управлении Kalina, однако руководство завода "по каким-то причинам решило не афишировать этот факт". Между тем трещина во втулке рулевого колеса является критическим дефектом, представляющим потенциальную опасность: во время движения у автомобиля может отказать управление. Собеседник Ъ, пояснив, что сам является владельцем Lada Kalina, сообщил, что "узнал о дефекте совершенно случайно и потрясен, что информация о неисправности рулевого управления является закрытой". "Такого нет нигде в мире. И ни один крупный автоконцерн не считает зазорным отзывать автомобили с рынка",– возмущается он.

Александр Иванов, инженер по гарантии фирмы "Аура" (один из дилеров АвтоВАЗа), подтвердил Ъ наличие предписания автозавода, а в пресс-центре "Ростокино-Лады" заявили, что компания пока не получила предписания, однако "представители АвтоВАЗа известили инженерно-технический центр 'Ростокино-Лады' о неисправностях втулки рулевого колеса по телефону". В ряде фирм-дилеров и сервисных центров информацию о дефектах Kalina либо отрицали, либо под различными предлогами уклонялись от комментариев. Однако когда корреспондент Ъ повторно звонил в эти же компании, представляясь владельцем Kalina, решившим произвести гарантийный ремонт, ему предлагали срочно провести замену бракованной втулки. Таким образом, информацию о наличии предписания подтвердили в "Алдис-ладе", "Лада-дизайне", "Арлан-Ладе" и в СТО "Автозаводская".

Lada Kalina – автомобиль класса В. В базовую комплектацию входят электроусилитель руля, подушка безопасности водителя, регулируемая по высоте рулевая колонка. Стоимость в базовой комплектации – $7,5 тыс. Первая партия Kalina поступила дилерам АвтоВАЗа в мае 2005 года. С начала продаж Kalina АвтоВАЗ реализовал около 18 тыс. этих автомобилей. Назначенный на прошлой неделе директор по качеству АвтоВАЗа Владислав Матус оказался недоступен для прессы, а главный конструктор предприятия Владимир Губа заявил Ъ, что ему "ничего не известно об отзыве 6,2 тыс. автомобилей Kalina, однако если отзыв состоится, то исключительно в целях профилактики".

В "Ростокино-Ладе" Ъ заявили, что компанией продано порядка 40 автомобилей Kalina с дефектом втулки рулевого колеса. "В ситуациях, когда АвтоВАЗ отзывает автомобили, наши действия стандартны: мы обзваниваем клиентов, купивших неисправные автомобили, и настоятельно просим их приехать в один из сервисных центров для бесплатной и оперативной замены некачественных деталей",– пояснили в пресс-центре "Ростокино-Лады". Александр Иванов заявил Ъ, что "Аура" уже обзванивает своих клиентов. Источник в одной из компаний–дилеров АвтоВАЗа поясняет, что в случае отзыва автомобилей стоимость ремонта берет на себя АвтоВАЗ. "Мы проводим с заводом взаиморасчеты после того, как поменяем все неисправные детали. Это может быть расчет как деньгами, так и автомобилями",– говорит он. Стоимость втулки рулевого колеса Lada Kalina в рознице достигает 3 тыс. руб. Таким образом, исходя из рыночных цен, потери АвтоВАЗа от замены втулок на 6,2 тыс. автомобилей Kalina могут составить $650 тыс. Отметим, что это уже не первый случай отзыва автомобилей Kalina с рынка. В ноябре АвтоВАЗ отозвал 8,4 тыс. машин этой модели из-за дефектов крепления опор двигателя (партия была произведена в феврале–мае 2005 года). Учитывая общий объем проданных автозаводом машин этой марки, получается, что более 80% автомобилей Lada Kalina содержат или содержали дефекты.

НИКОЛАЙ Ъ-СЕМЕНОВ, Тольятти; ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ

КоммерсантЪ