30.01.2006

Страна восходящего потребителя. 80% глав глобальных корпораций надеются найти новых клиентов в России



Предприниматели во всем мире собираются наращивать прямые инвестиции за границу, причем преимущественно в страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Об этом свидетельствует проведенный PricewaterhouseCoopers ежегодный опрос, в котором приняли участие президенты 1410 компаний из 45 стран мира. В ближайшие три года начать хозяйственную деятельность в Китае собираются 55% опрошенных, в Индии – 36%, в Бразилии – 33%, в России – 27%.

При том что от Китая Россия все еще отстает по уровню привлекательности вдвое, несколько разнятся и мотивы капитанов бизнеса при выходе на перспективные рынки. Россия интересует инвесторов в первую очередь как рынок сбыта. Более 80% опрошенных назвали целью своего прихода на российский рынок расширение клиентской базы. Китай привлекателен по другим причинам: он безоговорочный лидер для тех, кто хочет направить инвестиции на сокращение затрат и повышение производительности. На втором месте по этому показателю стоит Индия – страна, чьих работников опрошенные бизнесмены назвали наиболее профессиональными. Российские же сотрудники вовсе не вызывают у иностранцев восторга: лишь 12% назвали возможность выхода на квалифицированный и талантливый персонал среди мотивов своего прихода в Россию. Зато абсолютное большинство отечественных предпринимателей (84%) считают квалифицированную рабочую силу своим конкурентным преимуществом.

Среди главных преимуществ стран BRIC инвесторы отмечают политическую стабильность и близость к большим потребительским рынкам. Впрочем, российские руководители проявляют гораздо меньше уверенности в вопросе политической стабильности, чем их коллеги из Китая, Бразилии и Индии. Это все неплохо, но совсем не повод для ликования. По данным PricewaterhouseCoopers, число компаний, желающих проводить сделки по слиянию и поглощению или стремящихся разрабатывать в России новые уникальные продукты, невысоко. "Все, что интересует иностранных инвесторов в России,– это область потребления. Ведь в России сейчас настоящий потребительский бум",– уверен главный управляющий директор компании "Альфа-капитал" Анатолий Милюков. Привлекательность же российской промышленности несравнимо меньше в отличие от Китая и Индии. Не слишком высоко оценивают предприниматели и конкурентные перспективы российской промышленности. 52% руководителей крупных компаний опасаются появления в ближайшие годы конкурентов из Китая, 28% боятся индийских конкурентов, и лишь 9% ожидают конкуренции с российскими компаниями. "Президенты крупнейших компаний мира не сочли Россию идеальным местом для развития рабочей силы и производства,– резюмирует Майк Кубина, генеральный директор PricewaterhouseCoopers в России.– Если Россия планирует стать объектом инвестиций, направленных на разработку экспортных товаров с высокой добавленной стоимостью, потребуется еще много усилий, чтобы повысить ее конкурентоспособность по отношению к другим странам BRIC". //M&K

КоммерсантЪ