27.01.2006

Цари горошка. Железнодорожники не пускают в Россию овощные консервы



С начала этой недели в Россию перестали поступать овощные консервы. ОАО "Российские железные дороги" не пропускает в страну в обычных вагонах скоропортящиеся товары, к которым относятся овощные консервы, объем поставок которых достигает $1 млрд в год. Импортеры утверждают, что перевозки консервов в рефрижераторах поднимут цены на рынке на 45%, при этом уже в феврале в стране может возникнуть дефицит наиболее популярных овощных консервов – зеленого горошка и кукурузы.

По словам импортеров, консервы в обычных вагонах ОАО РЖД перестало пускать на территорию РФ с 20 января. Причиной стало письмо от 14 января 2006 года, подписанное вице-президентом ОАО РЖД Сергеем Козыревым. Этим письмом ОАО РЖД уведомляет, что больше не будет пропускать на территорию страны скоропортящиеся грузы в обычных крытых вагонах, а будет только в рефрижераторных. При этом овощные консервы были внесены железнодорожниками в список скоропортящихся грузов еще в апреле 2005 года, но до сих пор импортерам разрешалось провозить товар в обычных вагонах, если они подписывали с РЖД специальное соглашение об особых условиях поставок, по которым с РЖД снималась ответственность за порчу продуктов во время доставки.

Объем рынка плодоовощной консервации оценивается в $1,2 млрд. 80% продукции импортируется, 20% рынка составляет местное производство. Основными странами–импортерами этого продукта являются страны Восточной Европы (Венгрия, Болгария, Польша, Сербия), на которые приходится 45% общего объема импорта. В пресс-службе РЖД появление письма от господина Козырева объяснили резким усилением морозов: "Климатические условия полностью перестали соответствовать условиям хранения".

"Ситуация плачевная. У нас сейчас на границе с Украиной стоят три вагона, на подходе еще пять,– говорит директор по закупкам компании 'Балтик-трейд' (импортер консервов 'Бондюэль') Анна Галинская.– И непонятно, что с ними делать. Письмо РЖД, по сути, носит рекомендательный характер, а не накладывает вето на импорт. Тем не менее местное отделение РЖД восприняло его именно так. И пока неясно, то ли отправлять груз обратно, то ли срочно искать рефрижераторы и перегружать товар". В другой компании-импортере ситуация еще более критическая. "Наша продукция уже прошла таможню, и мы не можем ни отправить ее обратно, ни перегрузить, поскольку вагоны запломбированы таможенниками. Сутки простоя одного вагона обходится в $120, и за неделю наши убытки уже составили $6 тыс.",– говорит представитель компании. В аналогичной ситуации оказались и еще порядка десяти опрошенных Ъ импортеров.

Участники рынка считают, что импорт консервов остановлен не из-за климатических условий, а по иным причинам. "Сегодня мы узнали, что таможенная служба подписала постановление об увеличении на 30% пошлины на ввоз консервированной кукурузы и горошка, которые составляют порядка 45% всего рынка. Можно предположить, что нас просто хотят заставить задним числом ввозить товар по новой ставке",– говорят в "Балтик-трейде". Проверить заявление "Балтик-трейда" в ГТК вчера не удалось – в пресс-службе ведомства не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию.

Многие участники рынка высказали предположение, что таким образом РЖД лоббирует интересы своей дочерней структуры – предприятия "Рефсервис". Оно специализируется на перевозках скоропортящихся продуктов. В распоряжении именно этой компании находится примерно 80% всех имеющихся в России вагонов-рефрижераторов – порядка 11 тыс. единиц. Операторов рынка пугает предстоящее увеличение транспортных расходов. "Перевозка в вагонах-рефрижераторах обходится в 2,5 раза дороже, а груза в них помещается на 10-15% (в зависимости от тары) меньше",– говорит глава холдинга "Помидорпром" Максим Протасов. То есть использование рефрижератора обходится дороже почти на 100 тыс. руб., что в пересчете на единицу продукции увеличивает стоимость ее транспортировки на 30%. С учетом возможного повышения таможенного тарифа и перехода на перевозки в рефрижераторах участники рынка обещают дефицит по ряду позиций и прогнозируют повышение цен на плодоовощные консервы на российском рынке на 45%. "У нас на складах хранится не более чем двухнедельный запас подобной продукции, придется сокращать поставки за счет регионов",– говорит генеральный директор дистрибуторской компании "Царь-Град" Дмитрий Алефанов. По мнению дистрибуторов, если ситуация не разрешится в течение месяца, импортная консервация может и вовсе исчезнуть с прилавков. В РЖД опровергли предположения о своей заинтересованности в прекращении поставок консервов. "Существует закон 'О качестве и безопасности пищевых продуктов', который обязывает нас обеспечивать сохранность и качество продуктов при доставке,– заявили в пресс-службе компании.– Требование к перевозке в рефрижераторах является сезонным и предъявляется только тогда, когда температура окружающей среды не соответствует нормам хранения товара. И нам все равно, в чьих вагонах они будут привозить эту продукцию. Пусть везут не в наших, а в венгерских, к примеру".

СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА

КоммерсантЪ