26.01.2006

Россия — почти Китай. PricewaterhouseCoopers сравнила страны группы БРИК



ОЛЬГА КУВШИНОВА, ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Руководители крупнейших компаний мира рассматривают Россию как наиболее привлекательный среди стран группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) рынок для привлечения новых клиентов. Такой вывод содержится в представленном вчера на Всемирном экономическом форуме исследовании компании PricewaterhouseCoopers. Правда, выходить на российский рынок инвесторы не спешат.

Прошли времена, когда Россия, Бразилия, Индия и Китай рассматривались как государства, ведение бизнеса в которых сопряжено с высокими рисками.

Сейчас, как показал опрос Pricewaterhouse Coopers, в котором приняли участие 1400 глав компаний из 45 стран мира, эти государства воспринимаются инвесторами как страны, открывающие неограниченные возможности для бизнеса.

Согласно исследованию, 71% опрошенных топ-менеджеров намерены в ближайшие три года развивать свой бизнес как минимум в одной из стран БРИК. При этом наибольший интерес у 78% респондентов из этой выборки вызывает Китай, открывающий возможности для снижения затрат и повышения производительности. 64% топ-менеджеров проявляют интерес к Индии, которая их привлекает своей квалифицированной и дешевой рабочей силой. Россия (48%) и Бразилия (46%) расположились на третьей и четвертой позициях. Респондентов они привлекают значительными рыночными возможностями. При этом Китай воспринимается многими топ-менеджерами как основной источник конкурентной угрозы.

Россия лидирует в списке БРИК как страна, наиболее привлекательная в качестве источника заказов. "Выход на новых заказчиков" назвали основной стратегической целью своего бизнеса в России более 80% опрошенных. Более 50% уже формируют либо планируют формировать альянсы с российскими партнерами.

Президенты европейских компаний оценивают потенциал России выше, чем руководители компаний из других стран. Наибольший интерес рыночные возможности России вызывают у топ-менеджеров из Германии (69%).

По мнению руководителей российских компаний, Россия вызывает интерес у иностранных инвесторов прежде всего благодаря высококвалифицированной рабочей силе. Однако при этом всего 12% иностранных участников опроса упомянули, что бизнес в России интересен им именно с точки зрения доступа к квалифицированному персоналу. "Президенты крупнейших компаний мира не сочли Россию идеальным местом для развития рабочей силы и производства.

И хотя руководители российских компаний более оптимистично настроены в этом отношении, все же очевидно, что существует реальная необходимость разработки и коммуникации такой стратегии привлечения инвестиций в Россию, которая представила бы интерес для международного бизнес-сообщества",- считает Майк Кубина, гендиректор Pricewaterhouse Coopers в России. В настоящее время, по его словам, Россия привлекательна для крупнейших компаний мира прежде всего хорошими перспективами инвестирования в развитие производства для внутреннего рынка, а также ростом рынка потребления. Эту же точку зрения разделяют опрошенные "Бизнесом" эксперты.

"В России западные компании ориентируются главным образом на внутреннего потребителя, так как ежегодно доходы граждан вырастают на 10% в реальном выражении",- говорит эксперт ИК "Тройка Диалог" Антон Струченевский.

В свою очередь зампред комитета РСПП по налоговой политике Сергей Беляков отмечает, что Россия интересует западные компании также в плане инвестиций в производство.

"Примером может служить активно идущий процесс создания сборочных предприятий иностранного автопрома",- полагает Беляков. Еще одним плюсом России для иностранных компаний, по его словам, является то, что они в меньшей степени подвержены рискам неэкономического характера, связанным с некомпетентностью чиновников и коррупцией. "Например, правоприменительная практика налоговых органов по отношению к иностранным компаниям, мягко говоря, несколько отличается от практики в отношении российских налогоплательщиков,- указывает Беляков.- Кроме того, российские власти гораздо охотнее стимулируют иностранные компании, в том числе и за счет предоставления налоговых льгот".

Деловая газета "Бизнес"