26.01.2006

Цифру — в массы. В рамках совместного проекта "Бизнес" и Агентство мобильного маркетинга представляют исследование рынка фотоаппаратов в России



В 2005 году общий объем рынка фотоаппаратов в России составил 2,8- 2,9 млн штук, что в денежном выражении составляет примерно $640-660 млн. По сравнению с показателями 2004 года рынок увеличился в полтора раза в количественном выражении. 60% всех продаж пришлись на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Но также следует отметить стабильный и высокий рост регионального рынка вот уже в течение нескольких лет. В то же время продажи в основном осуществляются в крупных региональных городах.

Динамика развития рынка указывает на то, что рынок до сих пор имеет широкие возможности для роста, особенно в сегменте цифровых фотоаппаратов. Так, в истекшем году долевое соотношение цифровых и пленочных фотокамер было 90% к 10% (в количественном выражении). По сравнению с 2004 годом рыночная доля цифровых фотоаппаратов выросла на 15% (с 75% до 90%), а пленочных, соответственно, на то же количество процентов сузилась (с 25% до 10%).

За год продажи цифровых фотоаппаратов увеличились в 1,7 раза в количественном выражении и в 1,3-1,4 раза в денежном, в то время как пленочные фотоаппараты стремительно теряли свою нишу и интерес покупателей. 2005 год показал, что на столичных рынках соотношение продаж цифровых и пленочных фотоаппаратов было 95% к 5%, а в регионах - 80% к 20%. Эксперты сходятся во мнении, что рынок пленочных фотоаппаратов изжил себя даже в регионах, где уровень жизни существенно ниже столичного.

Цифровые фотоаппараты

Российский рынок цифровых фотоаппаратов несколько отстает по объемам от европейского, однако по темпам развития это один из самых динамично развивающихся рынков.

В 2005 году в количественном выражении продажи цифровых камер составили 2,5-2,6 млн штук ($630-650 млн), в то время как в 2001 году эти показатели были на уровне 30-40 тыс. штук, в 2002 - 100-160 тыс. штук, в 2003 - 200-300 тыс. штук, в 2004 - 1,45-1,5 млн штук. Однако следует заметить, что в 2005 году темпы снизились.

Ежегодный количественный рост рынка в первую очередь объясняется удешевлением производства, расширением ассортимента и, как следствие, устойчивым снижением цен на фотоаппараты. Это привело к восприятию конечными потребителями цифровых фотоаппаратов как товара массового спроса. По результатам 2005 года средневзвешенная цена за фотоаппарат на рынке составляла $260-270, в то время как в 2004 году она была на уровне $320-330. Учитывая, что российский рынок, в отличие от, например, европейского, развивается, не накапливая инертную массу цифровых фотоаппаратов старых образцов, покупательский спрос не сдерживается.

Среди населения наиболее популярны самые простые в использовании цифровые фотоаппараты, которые работают по принципу "наводи и снимай". Специалисты делают ставку именно на эти аппараты, позволяющие заменить парк уже давно приобретенных дешевых пленочных "мыльниц". Помимо простоты в использовании, при выборе фотоаппарата покупатели ориентируются прежде всего на цену и такие технические характеристики, как количество мегапикселей и функциональные возможности аппарата, размеры и дизайн устройства.

При выборе формата фотоаппарата в 2005 году конечные потребители ориентировались прежде всего на компактные и ультракомпактные фотокамеры.

По количеству мегапикселей условно все фотоаппараты можно разделить на три группы: камеры для любителей (новичков и продвинутых пользователей), полупрофессиональные и профессиональные камеры. Первая группа самая широкая, здесь продажи приходятся преимущественно на аппараты с разрешением матрицы четыре-пять мегапикселей, на вторую и третью - с разрешением шесть-восемь мегапикселей (данные за 2005 год).

Сегмент профессиональных фотоаппаратов занимает чуть менее 15% рынка. Последним трендом стало появление на рынке профессиональных камер, доступных среднему классу. Средневзвешенная стоимость подобных камер - на уровне $1 тыс.

Также 2005 год стал интересен для конечных потребителей появлением новых технологий: технологии улучшения качества изображения; малошумные, большие по размеру матрицы (APS) (для продвинутых моделей, например, таких как Sony-R1); применение Wi-Fi-модулей в фотоаппаратах (инфраструктура только развивается).

Генеральный менеджер московского представительства Konica Minolta Лариса Кузнецова особо выделяет появление на рынке технологий стабилизации изображения, которые позволили значительно улучшить качество снимков, особенно в ультракомпактных камерах.

Производители фотоаппаратов

К числу лидирующих на российском рынке брэндов относятся Canon, Nikon, Olympus, Sony (брэнды перечислены в алфавитном порядке). Они представлены во всех группах цифровых фотоаппаратов. Однако если в группе камер для любителей могут быть популярны фотоаппараты таких непрофильных фотобрэндов, как Panasonic (Lumix) и Sony, то среди аппаратов полупрофессиональных и профессиональных конкуренция идет в основном между традиционными фотобрэндами (Canon, Nikon и другие).

2005 год был ознаменован тем, что лидером рынка стал Canon (19%). Вслед за ним плотно идут три брэнда: Sony (13%), Nikon (12%) и Olympus (11%). При этом брэнд Sony можно назвать одной из успешных и быстрорастущих марок года. А рыночная доля Olympus, некогда безусловного лидера на российском рынке (еще только в 2003 году он занимал 25-27% рынка), продолжила свое падение, что связано с финансовыми сложностями компании и просчетами в политике дистрибуции, системе поддержки дилеров и маркетинге.

За лидерами располагается следующая группа фотобрэндов: Samsung (8%), Panasonic (7%) и Kodak (6%). Позиции Kodak и Panasonic значительно укрепились.

Далее следует фотогруппа, состоящая из Casio (5%), Konica Minolta (5%), Pentax (5%) и Rekam (4%). Она характеризуется небольшими позитивными изменениями своего положения на рынке. За исключением брэнда Konica Minolta, доля которого на рынке падала.

Продавцы фотоаппаратов

На российском рынке фотоаппаратов можно выделить три группы дистрибуторов по степени влияния на рынок и присутствия.

Первая группа: Blade, Grafitec, Merlion, "Алион", "Дэнко", "Л-фото" и "Техсоюз" (компании перечислены в алфавитном порядке) - занимает около 65% рынка. Вторая группа: City Trade, "Адлум", "Ак-Цент Микросистемс", "Бушерон", "Импульс", "Лома", "ОнЛайн Трейд", "Роско плюс" и "Северен" - 25-28% рынка. Третья группа (остальные игроки) - 7-10% рынка.

В настоящее время на рынке фотоаппаратов сложилась благоприятная ситуация, при которой спрос превышает предложение. Снижен входной барьер на рынок, что позволяет в кратчайшие сроки реализовать товар.

В России цифровые фотоаппараты появились в середине 1990-х годов. Изначально они рассматривались как часть компьютерной системы, одни из периферийных устройств для компьютера, поэтому первым и основным на тот момент каналом дистрибуции были компьютерные компании. Впоследствии к этому каналу присоединились традиционные магазины фототехники, магазины потребительской электроники и салоны сотовой связи.

Быстрыми темпами развивается индустрия интернет-продаж. Сегодня цифровые фотоаппараты входят в сегмент наиболее востребованных и активно продаваемых товаров на электронных торговых площадках.

2005 год показал, что наиболее сильными каналами дистрибуции являются магазины потребительской электроники и салоны сотовой связи. На каждый из этих двух сегментов приходится примерно по 35% рынка. Затем по степени убывания идут компьютерные магазины (18-22%) и традиционные магазины фототехники (5-7%).

В качестве явного лидера не только среди салонов сотовой связи, но и среди всей розницы можно выделить компанию "Евросеть". В канале сотовой розницы также следует отметить сети Divizion, "Связной" и "Цифроград" (компании перечислены в алфавитном порядке). Среди магазинов потребительской электроники видные позиции занимают "Мир", "М.Видео", "Телемакс", "Техносила", "Эльдорадо" (компании перечислены в алфавитном порядке).

Очевидно, что рынок сместил акценты в сторону относительно новых каналов дистрибуции.

Прогнозы развития рынка

Рынок фотоаппаратов продолжит свое устойчивоеи стремительное развитие. Перенасыщение фоторынка не прогнозируется, поэтому у него есть все шансы сохранить статус перспективного. Уже к концу 2006 года реализация пленочных устройств практически сойдет на нет. Темпы роста продаж цифровых фотоаппаратов останутся на том же уровне. Средняя цена на цифровые фотокамеры может упасть до уровня $200-220.

И основные продажи придутся на компактные цифровые фотоаппараты с разрешением матрицы пять-шесть мегапикселей.

По мере роста рынка, удешевления технологий, увеличения ассортиментной матрицы и функциональности аппаратов (даже в любительских моделях) ужесточится конкуренция как между вендорами, так и дистрибуторами, что вызовет возрастание рекламной и маркетинговой активности со стороны всех игроков рынка. Также ожидается еще большее укрепление в рознице позиций салонов сотовой связи и магазинов потребительской электроники.

Высокая конкуренция на рынке поддержит тенденцию падения цен как на любительские фотоаппараты, так и на полупрофессиональные и профессиональные камеры.

Это позволит улучшить позиции цифровых фотоаппаратов в регионах, где первоочередное значение имеет цена устройства.

Предполагается, что региональный рынок будет расти не только количественно (увеличение продаж в штуках, деньгах), но и качественно (опережение темпов роста продаж столичных рынков). Однако в целом по России скорой замены арсенала пленочных фотоаппаратов на цифровые ожидать не стоит. Это обусловлено невысокой платежеспособностью населения, небольшой насыщенностью домашних ПК, слаборазвитой системой услуг цифровой печати и других сопутствующих сервисов, особенно в регионах.

Долевое распределение брэндов на рынке не должно претерпеть сильных изменений. Рынок будет продолжать развитие трендов 2005 года.

Но вследствие того, что до конца 2006 финансового года Konica Minolta намерена закрыть свое производство пленочных фотоаппаратов и пленки и продать направление цифровых камер класса hi-end компании Sony, освободившееся пространство рынка поделят такие брэнды, как Canon, Nikon, Olympus, Pentax, Sony (брэнды перечислены в алфавитном порядке). Укрепится тенденция доминированияв любительском сегменте марок, не являющихся исключительно фотобрэндами.

Если говорить о технологическом развитии рынка, то, по мнению руководителя направления цифровой техники российского представительства Rekam Марата Дианова, "общая тенденция к росту количества пикселей будет более плавной, чем в 2005 году, и может достигнуть лишь 10 мегапикселей в компактном корпусе к концу текущего года.

Арост сегмента цифровых зеркальных камер будет преобладать над ростом рынка цифровых фотоаппаратов в целом".

Специалисты ожидают через два-три года замещение low-end (дешевого) сегмента любительских цифровых фотоаппаратов камерофонами.

Доля компактов и ультракомпактов, то есть среднего сегмента, уменьшится. Средний высокий сегмент (high-zoom и prosumer) и профессиональные цифровые фотоаппараты по-прежнему будут ориентироваться на свою целевую аудиторию. Но уже к концу 2006 года наметится повсеместное использование различных технологий стабилизации изображения в цифровых фотоаппаратах.

Деловая газета "Бизнес"