26.01.2006

В питерскую сеть попало полстраны. ТРК "Петербург" будет вещать в 43 регионах



Вчера в России появился еще один федеральный канал – "общенациональный канал российских регионов", центром которого будет телекомпания "Петербург", контролируемая администрацией города и личными друзьями Владимира Путина (см. справку). Телесеть, раскинувшаяся на более чем сорок субъектов РФ, хоть и является частной по форме собственности, фактически дублирует уже существующую модель государственного телевидения. Участники рынка оценивают перспективы нового канала весьма сдержанно и считают, что интересы его акционеров канала "лежат далеко не в области чистой коммерции".

"Все равны, а питерские равнее"
Судьба новой общенациональной сети определялась в течение двух с половиной часов. Шесть претендентов выступали на конкурсе в следующем порядке: "СТС Медиа" с каналом "Домашний", телекомпания Ren TV, Национальный телевизионный синдикат, "НИК: Детское телевидение" (совместный проект создателя "Ералаша" Бориса Грачевского и MTV Россия), телеканал "Звезда" и ТРК "Петербург" – негласный фаворит конкурса. Выступление питерцев было самым длинным (более 40 минут), и почти столько же члены Федеральной конкурсной комиссии (ФКК) выбирали победителя конкурса.

Впервые в истории конкурсов на вещание единым пулом выставлялись телечастоты сразу в 41 субъекте РФ – в частности, в Архангельске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Якутске, Владимире, Калуге, Чите. Пять частот (Благовещенск, Горно-Алтайск, Назрань, Петропавловск-Камчатский, Челябинск) еще находятся в разработке, остальные имеют различные степени мощности.

Выходившие из здания Росохранкультуры участники конкурса были абсолютно единодушны: никакого сюрприза, все предсказуемо. Наиболее эмоционален был Борис Грачевский: "Никого не интересуют дети, всех интересует только политика. Получается, что политика оказалась им дороже, чем дети! Да что тут удивляться? Все равны, а питерские равнее!" Остальные участники были менее эмоциональны, заявив, что комиссия была объективна. По словам Александра Роднянского, который лично представлял концепцию канала "Домашний", ему "в какой-то момент даже показалось, что удача нам улыбнулась и мы были близки к победе". По данным Ъ, "Домашний" уступил ТРК "Петербург" всего два голоса. ФКК определяла победителя рейтинговым голосованием, за "Петербург" проголосовали восемь человек, а за "Домашний" – шесть.

Объясняя выбор комиссии, глава ФКК и Росохранкультуры Борис Боярсков подчеркнул, что для получения представления о том, что хотят видеть регионы, были разосланы письма главам выставляемых на конкурс городов, законодательным и исполнительным органам власти, а также в полпредства. Большинство из них хотели видеть новую сеть как модель "универсального информационного канала межрегионального общения". "Исходя из этого параметра, мы и определяли победителя",– подчеркнул господин Боярсков. Почему определяющим для ФКК стало мнение местной власти, а не, к примеру, региональных вещателей, так и осталось неясным.

Негосударственные представители в ФКК – секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов и президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев – заверили Ъ, что политического давления на них не было. "'Петербург' представил очень ясную концепцию с привлекательной моделью интерактивного общения в эфире между регионами",– заявил господин Федотов. "Дискуссия при выборе победителя была очень серьезная. У ТРК 'Петербург'сильная концепция. И здесь нет политики, особенно в той части, что появился еще один выборный ресурс для Путина. Во всяком случае, для меня это не было аргументом, хотя не исключаю, что в конечном итоге все может сложиться именно так. Уж слишком многим сегодня хочется угодить президенту",– подчеркнул господин Сагалаев.

Согласен с ним и Александр Роднянский. Отвечая на вопрос Ъ, было ли решение ФКК политическим, он заявил: "Любой результат – это целый комплекс согласованных условий, и политическое – не самое главное. В принципе любая из участвующих компаний обладала тем или иным политическим ресурсом". По его мнению, проблема новой сети в другом – в умении создать и запустить общенациональную сеть и найти средства на инвестирование. "Думаю, что они весьма смутно представляют, что им еще предстоит сделать, и нужны огромные инвестиции и умение найти язык с региональными партнерами. На это могут потребоваться месяцы, а то и годы",– заявил он Ъ.

ТРК "Петербург" выиграла вчера не только сеть из 41 частоты, но и еще две частоты, выставлявшиеся отдельно – в Тюмени и Ставрополе. За победу в основном конкурсе питерцы заплатят $1 млн, но это мизер по сравнению с тем, какие затраты предстоят каналу. По словам гендиректора ТНТ Романа Петренко, чтобы "просто на примитивном уровне выстроить с нуля станцию, в среднем требуется около $500 тыс.". Соответственно, для 43 станций потребуется более $20 млн.

Пока о том, что будет из себя представлять новая сеть с точки зрения наполнения эфира, сказать трудно. Ее центром будет Петербург, а в других регионах вещание, видимо, будет прерываться региональными окнами. Говоря об эфирной концепции канала, председатель совета директоров ТРК "Петербург" Алла Манилова пояснила Ъ, что она предполагает "полную линейку федеральных новостей, в которых ставка будет сделана на регионы": "Федеральная формула региональных новостей предполагает только случаи визитов в регионы первых лиц, сенсационные события и показ местных Кулибиных. Мы же намерены освещать новости регионов в полном объеме. Кроме того, у нас будет много прямых эфиров, телемостов и параллельных включений из регионов. Мы предлагаем и полную детскую линейку для всех возрастов". Победу на конкурсе госпожа Манилова считает абсолютно справедливой. "Мы не вели сепаратных переговоров с членами ФКК, ни с кем не ужинали и не старались понравиться",– заверила она Ъ. Разговоры о новом канале между губернатором Валентиной Матвиенко и президентом Владимиром Путиным (см. интервью) Алла Манилова, видимо, такими "сепаратными переговорами" не посчитала.


"Каналы нужны не тем, кто их смотрит, а тем, кто их создает"
Коммерческие перспективы новой федеральной сети гендиректор крупнейшего продавца рекламного времени группы компаний "Видео Интернешнл" Сергей Васильев оценил достаточно сдержанно. "Если кто-то думает, что, выписав себе четыре десятка лицензий и присоединив к ним даже такой крупный город, как Питер, уже построил телекомпанию, конечно, глубоко заблуждается,– заявил он Ъ.– Подобный проект потребует инвестиций в течение трех-четырех лет, которые исчисляются сотнями миллионов долларов. Кроме того, строительство такой большой сети потребует высокопрофессионального менеджмента, который в России на сегодняшний день в крайнем дефиците".

Акционеры и руководители ТРК "Петербург" пока весьма смутно говорят о стратегии развития и инвестициях в новую сеть. Гендиректор ТРК Марина Фокина лишь сообщила Ъ, что бизнес-план компании выверен до 2010 года. Бывший глава ГТРК "Петербург–Пятый канал", а ныне глава Балтийской медиагруппы, владеющий 25% акций ТРК "Петербург", Олег Руднов заявил Ъ, что новое федеральное телевидение должно стать "мощным каналом и мобилизовать зрителей, достойных Санкт-Петербурга". По его мнению, наиболее сложной проблемой для реализации проекта являются "не средства, а люди, способные воплотить эту идею". "Петербург – второй по значимости город страны, и все, что в нем происходит, будет иметь влияние на широкий срез аудитории, в первую очередь интеллигенции",– полагает господин Руднов. На вопрос Ъ, кто будет финансировать проект, он ответил, что это будет обсуждаться после переизбрания совета директоров.

"Если потребуется, вопрос о дополнительных инвестициях будет рассмотрен акционерами в соответствии с концепцией развития канала",– подтвердила Ъ Анна Носенко, советник акционерного банка "Россия", владеющего самым крупным пакетом акций ТРК. В "Северсталь-групп" вчера отказались комментировать Ъ итоги конкурса. А слухи о том, что принадлежащая на 35% "Северстали" телекомпания Ren TV может стать московским филиалом новой общероссийской сети, пока не находят подтверждения. Источник Ъ среди акционеров Ren TV сказал вчера Ъ, что никаких переговоров об объединении с ТРК "Петербург" не ведется. Скорее, по данным Ъ, "Северсталью" может быть рассмотрен вопрос о коррекции программной политики, целевой аудитории и наполнения эфира двух отчасти схожих по модели телекомпаний. Впрочем, источник Ъ в Российской телерадиосети вчера заявил Ъ, что "к марту 2006 года будет найдено техническое решение по разработке (или иному технологическому подходу) свободной аналоговой частоты в Москве для обеспечения нового федерального канала".

Многие участники рынка на условиях анонимности вчера говорили о неспособности ТРК "Петербург" выстроить новую мощную сеть. "Очевидный кризис городского канала заключался в невозможности городских властей и менеджмента внятно сформулировать политтехнологическую задачу и в ужасе перед стремительно меняющимся рынком. И с приобретением новых частот эта проблема не решается, а только усугубляется, плюс миллионные долги компании",– заявил Ъ один из крупных медиаигроков российского рынка. А гендиректор ТНТ Роман Петренко, отвечая на вопрос Ъ о том, насколько новый канал актуален для телерынка России, заявил: "Населению давно уже не нужно больше трех-четырех каналов, поэтому каналы нужны не тем, кто их смотрит, а тем, кто их создает. Предугадывать стратегические планы канала сложно. Но достаточно посмотреть на состав акционеров компании. Похоже, их жизненные интересы лежат далеко не в области чистой коммерции".

АРИНА Ъ-БОРОДИНА; АННА Ъ-ПУШКАРСКАЯ, Санкт-Петербург; МАРИЯ-ЛУИЗА Ъ-ТИРМАСТЭ



Кто получил новый федеральный канал

Государственная телерадиокомпания (ГТРК) "Петербург–Пятый канал" была создана в 1992 году. 6 октября 1995 года президент Борис Ельцин своим указом закрепил за "Пятым каналом" статус общероссийского. В 1997 году указом Бориса Ельцина ГТРК была ликвидирована, сети ее вещания переведены в Москву, и на их базе был создан телеканал "Культура". При этом в 1998 году на базе "Петербург–Пятый канал" было создано ОАО "ТРК 'Петербург'". Таким образом, канал потерял право вещания на пятом частотном канале в диапазоне метровых волн во всех регионах России, кроме Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

На данный момент держатель самого крупного пакета акций телекомпании (более 37%) – ООО "ИК 'Аброс'", дочерняя компания банка "Россия". Блокирующий пакет (чуть более 25%) – у медиакомпании ООО "Волна". Этими структурами владеют близкие друзья Владимира Путина – соответственно, Юрий Ковальчук и Олег Руднов (вместе с горадминистрацией эти бизнесмены также владеют газетой "Санкт-Петербургские ведомости"). 18,5% акций "Пятого канала" принадлежат администрации Санкт-Петербурга, 18% – холдингу "Северсталь-групп". Около 1% акций принадлежит финансовой группе "Союз" (дочерняя структура Промстройбанка, кредитора ТРК "Петербург").

По данным TNS Gallup Media SPb, в Петербурге доля аудитории "Пятого канала" в декабре составляла 5%: это пятое место после четырех федеральных каналов – "Первого канала" (21%), "России" (17,4%), НТВ (13,3%) и СТС (11,5%). Канал ведет круглосуточное вещание. Наиболее рейтинговые программы – трансляции матчей футбольного клуба "Зенит", городские вечерние новости, еженедельная программа "Валентина Матвиенко. Диалог с городом", а также проект "Настоящий герой" (ежегодная церемония награждения рядовых петербуржцев, совершивших подвиги в мирной жизни). По оценкам селлера канала, гендиректора "Видео Интернешнл – Санкт-Петербург" Алексея Южанова, доля рекламных доходов "Пятого канала" составляет 10% рекламного рынка города. По экспертным оценкам, в 2005 году объем рынка телерекламы в Санкт-Петербурге составил $62 млн; соответственно, ТРК "Петербург" получила более $6 млн от продажи рекламы.




"Я действительно докладывала Владимиру Владимировичу мнение жителей Петербурга"

Факт возвращения петербургского телевидения в федеральный эфир прокомментировала корреспонденту Ъ АННЕ Ъ-ПУШКАРСКОЙ инициатор этой идеи – губернатор Санкт-Петербурга ВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО.

– По неофициальным сведениям, этот конкурс был объявлен согласно вашей договоренности с Владимиром Путиным. Это правда?

– Я была бы неискренна, если бы говорила, что сама придумала и продвинула эту идею. Я действительно докладывала Владимиру Владимировичу мнение жителей Петербурга, у которых до сих пор остался шрам и незаживающая обида от того, что город лишили голоса, который звучал на всю страну. Президент согласился в принципиальном плане, сказал, что неплохо было бы вернуть сети. А дальше – наша работа с руководителем РТРС Геннадием Скляром, министром связи Леонидом Рейманом, Министерством культуры, акционерами – весь технический комплекс мер.

– Что принесет Петербургу победа в конкурсе?
– Прежде всего это относится к повышению его статуса – это еще одна столичная функция, которой город несправедливо лишился. Я полностью согласна с концепцией акционеров "Пятого канала", которые намерены позиционировать его как канал регионов. Сегодня многие субъекты федерации не удовлетворены вещанием всех центральных каналов, где мелькают одни и те же политологи, ньюсмейкеры и лица. При этом Москва живет своей жизнью, а о регионах мы узнаем, только когда что-то сгорело или взорвалось. Хотя там происходит много положительного и отрицательного, о чем необходимо говорить. И Санкт-Петербург, получив возможность вещать на всю страну, может стать столицей регионов.

– Как будет реализован этот проект?
– Насколько я знаю, в каждом городе будет открыт корпункт канала, туда будут рекрутированы лучшие региональные журналисты, которые смогут реализовать телевизионный потенциал регионов. Это вовсе не значит, что в эфире будут появляться лишь губернаторы.

– Чем эта эфирная концепция отличается от формата ВГТРК?
– На "России" есть только региональные окна, а у "Пятого канала" жизнь регионов будет отражена в основной сетке. Будут прямые эфиры, в концепции есть масса красивых идей – как отражать проблемы многонационального государства, за что и как критиковать федеральную власть по отношению к регионам.

– Останется ли в эфире городская составляющая?
– Для победы в конкурсе необходима цельная концепция, и чтобы город смог звучать на федеральном уровне, мы от местечковых подходов отказались. Мы будем давать информацию о Петербурге в той форме и в том виде, которые интересны другим регионам. Возможно, собственно Петербургу будут отведены региональные окна на этом или другом канале; пока конкретных идей по этому поводу нет, но мы их отработаем.

– Последним городским каналом в Петербурге теперь остается дециметровый канал СТО, аффилированный с главой "Ленэнерго" Андреем Лихачевым, который, по слухам, ведет активные переговоры о его продаже. Учитывая намерение горадминистрации войти в состав акционеров "Ленэнерго", не собираетесь ли купить и канал СТО?

– У нас денег на это нет, но, возможно, акционеры заинтересуются. В любом случае мы хотим реализовать проект "Пятого канала" так, чтобы не ущемить интересы петербуржцев.




А вы бы чем с друзьями поделились?

Ирина Хакамада, лидер партии "Наш выбор", в 2004 году кандидат в президенты:

– С профессионалами поделилась бы соответствующими позициями в каких-либо отраслях. Но прежде чем доверить кому-то высшую должность, сначала назначила бы для проверки на честность руководителем департамента. У Путина в политике нет "семьи", но все стратегические отрасли национализируются, и, как четко сказал Андрей Илларионов, это делается через призму "нашизма". А телевидение так же важно, как нефть и газ.

Николай Харитонов, депутат Госдумы (фракция КПРФ), председатель Агропромсоюза, в 2004 году кандидат в президенты:

– Только радостью. А в решении госпроблем друзья не помощники. К сожалению, сегодня понятие "семья" не исчезло, оно приобрело новое название – "питерские выходцы". Поэтому на всех ключевых постах во власти и бизнес-структурах – выходцы из Питера, с которыми президент или учился, или водил знакомство.


Алексей Подберезкин, руководитель Партии социальной справедливости, в 2000 году кандидат в президенты:

– Я бы держал друзей подальше от политики и больших денег. Политика – очень стремный бизнес: чем ближе к власти, тем ближе к Лефортову. Сегодня раздача слонов и подбор элиты в нашем корпоративном государстве происходит по принципу личной преданности. И это правильно: когда ситуация разбалансирована, то положиться можно только на преданных. У Ельцина особой семейственности не было; я сам был свидетелем, как Ельцин забраковал толкового человека, сказав: "Мы знаем, что он спец, а люди думают, что он с Урала".


Владимир Брынцалов, гендиректор компании "Брынцалов А", в 1996 году кандидат в президенты:

– Не знаю. С одной стороны, я вспоминаю фразу Сталина о том, что родственники на службе – это помеха, а друзья – карательный аппарат. Но с другой стороны, уже давно одним из способов укрепления власти является принцип "дать на прокорм". Может, я бы тоже друзьям по кусочку дал.


Виктор Анпилов, лидер движения "Трудовая Россия", в 1996 году выдвигался в кандидаты на пост президента:

– Лучшим подарком моим друзьям стало бы упразднение поста президента. А Путин не в первый раз раздаривает своим друзьям то, что принадлежит народу. Так он отдал певцу Розенбауму дворец архитектуры XIX века, в котором находилась Ленинградская консерватория.


Элла Памфилова, глава совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте, в 2000 году кандидат в президенты:

– Своим временем. Друзья должны чувствовать, что они для меня важны. Настоящий друг не пойдет просить должность или полномочия, ему будет ценнее общение со мной.


Григорий Явлинский, лидер партии "Яблоко", в 1996 и 2000 годах кандидат в президенты:

– Планами. И не стал бы вместо Госплана создавать Госклан.



КоммерсантЪ