26.01.2006

Корпорации рвутся в третий мир. Глобализация – одна из основных тем Всемирного экономического форума в Давосе



Наталья Копылова

Транснациональные корпорации приходят на развивающиеся рынки для расширения клиентской базы, а не для сокращения расходов, как это было раньше. К таким выводам пришли эксперты PricewaterhouseCoopers и Deloitte Touche.

Согласно результатам исследований аудиторских компаний PricewaterhouseCoopers (PwC) и Deloitte Touche, проведенных накануне форума, транснациональные корпорации все чаще захватывают развивающиеся рынки для расширения клиентской базы, а не для сокращения расходов, как это было недавно. Опросив около 1,5 тыс. глав крупных компаний, эксперты PwC выяснили, что 78% респондентов выходят на новые рынки с целью привлечь новых потребителей, и только 48% сообщили, что посредством глобализации бизнеса намерены сократить издержки.

63% опрошенных уверены в том, что глобализация будет оказывать положительный эффект на их бизнес в течение ближайших трех лет.

«Сокращение расходов уже не является единственной целью глобализации», – отметил в этой связи директор PwC Самуэль ДиПьяцца. «Экономики Бразилии, России, Индии и Китая ранее рассматривались как источники дешевой продукции. Но теперь они представляют возможности роста как для международных, так и для местных компаний. И в то же время являются источником появления новых серьезных глобальных конкурентов», – подчеркнул ДиПьяцца.

Транснациональные компании возлагают на развивающиеся рынки большие надежды. Порядка 71% опрошенных PWC глав транснациональных компаний заявляют, что в обозримом будущем намерены выйти на рынки России, Китая, Индии и Бразилии, а 78% рассматривают Китай в качестве плацдарма. Согласно данным опроса, Китай стал самым привлекательным среди развивающихся рынков – таким его посчитали 55% опрошенных. Затем следуют Индия (36%), Бразилия (33%) и Россия (27%).

Компания Deloitte, опросив 200 глав компаний, также пришла к выводу, что больше половины участников исследования заинтересованы в ведении бизнеса на развивающихся рынках. 58% западных производителей надеются получить в результате такой политики существенный рост выручки своих компаний в течение ближайших трех лет.

Главы международных компаний и эксперты отмечают, что основанием для таких надежд служит тот факт, что в этих странах темп роста уровня потребления и рост ВВП опережает аналогичные западные показатели. По итогам 2005 года темпы роста китайской экономики составили 9,9%, Индии – 7%, России – 6% и Бразилии – 3%. В то время как ВВП в европейских странах и США едва достигает 3%.

«На фоне отрицательных процентных ставок, долгое время наблюдавшихся в США, потребление превышало доходы населения, то есть норма сбережения была отрицательной. Американцы потребляли больше, чем зарабатывали. В этой связи в США и в Европе в последнее время заметна склонность к замедлению темпов потребления. А в развивающихся странах ситуация прямо противоположная», – поясняет экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин.

Между тем выход международных корпораций на рынки Китая, Индии, Бразилии и России существенно затруднен всевозможными административными и бюрократическими барьерами этих стран, подчеркивается в исследовании PwC. Даже терроризм и выступления антиглобалистов представляются компаниям меньшей угрозой. «Россия опережает остальные страны по уровню бюрократии и административных барьеров. Компании сталкиваются с местными властями, местным законодательством. Китай в этом плане выигрывает у нас», – полагает аналитик «ИК Церих» Олег Душин.

«Препоны в виде повышенных квот на ввоз импортной продукции, высоких таможенных пошлин характерны для России. Как и в большинстве развивающихся стран, выход на рынок иностранной компании невозможен без наличия личных контактов с властями», – добавляет Евгений Надоршин.

Газета.RU