25.01.2006

Рейтинг легионеров. "Бизнес" представляет полные статистические данные по продажам иностранных марок автомобилей на российском рынке

РОМАН ГУЛЯЕВ

Рынок иномарок в прошлом году составил более 605 тыс. автомобилей, зафиксировав 50-процентный прирост. "Бизнес" представляет рейтинг продаж, в который вошли более полусотни марок, официально продающихся в России.

"Бизнес" максимально точно посчитал число иномарок, проданных в России официальными дилерами и импортерами в 2005 году. В статистику вошли продажи всех автомобилей под иностранными брэндами (за исключением разве что спортивных Noble и TVR, чья реализация исчисляется единицами). Также "Бизнес" не учитывал легкие коммерческие автомобили (LCV), по ним была опубликована отдельная статистика. Впрочем, добавление LCV практически не изменило бы расстановку сил на рынке: разве что Ford сильнее приблизился бы к Toyota, Peugeot перегнал бы Honda,а Mercedes-Benz сохранил бы преимущество над Lexus. В итоге, по подсчетам "Бизнеса", в России в прошлом году удалось реализовать 605 381 новую иномарку, что дало прирост рынка в 50%.

При внимательном рассмотрении, однако, картина получается не столь радужной. Из 43 брэндов выше рынка росло меньше половины - только 20. А если выделить в отдельную категорию брэнды, которые выросли на плюс-минус 5% к рынку (таковых набралось семь), то растущих окажется всего 17. Двукратного роста, как это было в 2004 году, не показывает практически никто из топ-производителей, за исключением Mazda. У японской марки это связано с тем, что сошел на нет дефицит на самую ходовую модель - Mazda3, и фактически Mazda заняла свое место на рынке.

Chevrolet не унесла тяжкий крест

По итогам прошлого года первое место заняла марка Chevrolet, которая имела преимущество перед конкурентами в виде самого крупного сборочного предприятия в России - СП GM-АвтоВАЗ мощностью в 55 тыс. автомобилей. Однако продажи в прошлом году у СП не задались: провалился проект Chevrolet Viva - из-за слишком высокой цены вместо запланированных 7,5 тыс. было продано лишь 2090 автомобилей.

А реализация внедорожника Chevrolet Niva также упала. СП рапортует о сохранении уровня продаж, но он был достигнут благодаря расширению экспорта в сопредельные страны СНГ: экспорт Niva в дальнее зарубежье с импортным мотором и коробкой передач признан бесперспективным. В России же продажи модели упали на 18%, до 44 059 штук. Постоянные перебои были с поставками корейских Chevrolet ("в девичестве" Daewoo), которые быстро стали популярными из-за доступной цены. Как итог - общий рост продаж марки с крестом, которая потенциально могла бы дойти до уровня 100 тыс. машин, всего на 18%, и потеря первого места.

А на верхнюю ступень взошла марка Hyundai. Еще в прошлом году аналитики, которые не учитывают в своих расчетах рынка иномарок Chevrolet Niva (как на 90% русскую машину, хотя и с иностранным брэндом), отдавали Hyundai первое место. На сегодняшний день же корейская марка занимает твердое первое место, вне зависимости от методик подсчета.

Правда, несмотря на рост 69%, до планов в 100 тыс. машин Hyundai не дотянул. Это связано с забастовками в Корее, изза которых, во-первых, на завод ТагАЗ были недопоставлены машинокомплекты, во-вторых, нескольких тысяч машин не досчитался импортер. Однако вопреки трудностям Hyundai увеличил рыночную долю с 12,6% до 14,1% на рынке иномарок и подготовил почву для того, чтобы в будущем году стать первой маркой, чьи годовые продажи превзойдут психологически важный для компании рубеж в 100 тыс. машин. Помимо Accent и Sonata местного производства неплохо продавались и импортированные модели - Getz взял планку в 15 тыс. машин, а Elantra - в 10 тыс.

Бывший лидер стремится вниз

Третий год подряд Toyota завоевывает неофициальный титул самого продаваемого импортируемого брэнда - продажи ввезенных из-за рубежа автомобилей этой корпорации выше, чем у любого из конкурентов. На сей раз Toyota сохранила место в тройке и выросла аккурат с рынком - на 52%.

Основной рост обеспечила Corolla, которая прибавила 73%, остальные модели росли хуже. Особенно низкий прирост в сегменте внедорожников. Это связано с тем, что и "паркетник" RAV 4, и Land Cruiser 100 готовятся уступить место новым моделям. Новый RAV 4 уже был представлен на Франкфуртском автосалоне и в ближайшее время появится на российском рынке.

Ford перед началом года ставил цель продать 60 тыс. автомобилей (с учетом LCV). И достиг ее. Проигрыш Toyota составил всего 74 автомобиля, однако если отбросить продажи легких грузовиков, он смотрится более существенным. Рост ниже рынка у Ford связан с тем, что в начале года завод во Всеволожске стоял полтора месяца из-за смены модели.

Новое поколение Focus выходило на необходимые объемы постепенно, в результате чего очередь на эту модель достигает в среднем восемь-девять месяцев (а в некоторых регионах выбраны квоты не только на весь 2006, но и на 2007 год).

В следующем году Ford планирует преодолеть планку в 100 тыс. автомобилей, продав 102 тыс. Впрочем, это число может и вырасти: если первый опыт продажи импортируемых Focus (в ближайшее время будет ввезена партия 2 тыс. штук) окажется удачным, возможно, для уменьшения очереди компания сделает новый заказ на европейских заводах.

Бывшая до недавнего времени многолетним лидером рынка марка Daewoo продолжает планомерно опускаться в рейтинге. По итогам 2005 года она заняла шестое место, при этом отрыв от Nissan оказался лишь около 2 тыс. Падение связано как с перебоями с поставками автомобилей (из-за мятежа в Узбекистане неделю стоял завод, а корейская забастовка помешала поставить в срок машинокомплекты), так и со случившимся в конце года повышением цен на $500: дилеры считают, что с ним Nexia "вышла из рынка".

Удачным оказался год для Nissan. Продажи марки в очередной раз выросли выше рыночной и едва не приблизились к отметке 50 тыс. Неплохо продавалась Almera, которая уступила чуть более 600 машин основному конкуренту - более молодой Toyota Corolla. В сегменте D Primera с результатом 9130 машин уступила только Hyundai Sonata местной сборки, а в классе "паркетных" внедорожников X-Trail обогнал всех с продажами в 7420 машин. В конце года на хорошие объемы в 200-300 машин в месяц вышли внедорожники Murano и Pathfinder.

Рывок Renault и Mazda

Благодаря Logan Renault показал наивысший рост из европейских марок массового сегмента - 81%. Продажи Logan, впрочем, сдерживались недостаточным на первом этапе объемом производства, а также нелепой проблемой с бланками ПТС, о которой писал "Бизнес". По продажам в этом году Logan (7057 машин) остановился в шаге от топ-20, но уже в следующем году он может побороться за место в "десятке". Renault не комментирует планы выпуска Logan на 2006 год, но, по данным источников "Бизнеса", намеревается произвести 25 тыс. машин.

На девятое место опустилась Kia. В начале года на завод "Автотор" пришли последние машинокомплекты хита продаж- Rio, а реальные продажи "заменившей" Kia Spectra (от "Иж-авто") начались в конце ноября. В результате марка опустилась на девятое место.

Но с учетом планов на этот год, а также конкуренции дистрибуторов, у корейцев есть все шансы стать лидерами роста среди марок топ-10 в 2006 году.

Решив проблемы с поставками, в топ-10 ворвалась Mazda, вытеснившая из списка забуксовавший Opel. Вырасти в два с половиной раза - такое не удалось никому из ведущих игроков успокаивающегося рынка.

Увеличение поставок вывело популярную (свидетельство тому годовые очереди) Mazda3 в узкий круг иномарок, взявших планку в 10 тыс. машин.

Премиальная битва

В сегменте премиум прошлый год ознаменовался резким подъемом Audi и Lexus: они - единственные в своем классе, кто вырос вместе с рынком. Немецкая марка, опередив MercedesBenz, практически вплотную подобралась к BMW- глава Audi of Russia Оскар Ахмедов неоднократно заявлял в интервью, что в 2006 году она должна перегнать баварского конкурента. А Lexus продемонстрировал самый бурный рост в сегменте. Спрос на седан представительского класса GS пока превышает возможности завода по поставке машин в Россию, в конце года на рынке появился "маленький" Lexus IS - конкурент BMW 3-й серии и Audi A4.

Судя по первым результатам, эта модель потенциально способна добавить к продажам марки не менее 1,5 тыс. автомобилей в год. Соответственно, Audi придется бороться сразу с двумя серьезными конкурентами. Кроме того, не сказал своего последнего слова Mercedes Benz, уступивший конкурентам в 2005 году как по продажам, так и по темпам роста. В сентябре прошлого года он вывел на рынок новый S-класс, в этом году начнутся официальные продажи GL-класса и R-класса - за счет расширения модельного ряда марка может подтянуться к лидерам.

Агрессивные новички

В свой фактически первый год на российском рынке китайские автопроизводители в сумме продали 6493 автомобиля и заняли 1,1% рынка. Лидером продаж стал Great Wall, вошедший в число 25 ведущих брэндов на рынке. А пикап Great Wall Deer c результатом 3307 автомобилей стал самым продаваемым в своем сегменте.

Другой китайский пикап - Admiral марки Zhongxing с результатом в 1350 автомобилей пропустил вперед себя также Mitsubishi L200 (1504), показав тем не менее более чем пятикратный рост. Активизируются вышедшие на рынок в конце года легковые марки Chery и BYD.

Всего же на долю "новых автостран" (Китай, Иран, Индия) пришлось 6903 автомобиля: на фоне общего рынка - капля в море. Однако в ближайшие годы, прогнозируют эксперты, именно они станут катализаторами роста рынка, постепенно отбирая долю у традиционных автопроизводителей.

Неудачники года

Место в первой десятке в прошлом году потерял Opel. Весь год брэнд отставал от показателей прошлого года, догнав их лишь в конце. Прирост в 3% для массовой марки фактически является провалом. В GMСНГ его объясняют перебоями с поставками Astra нового поколения, которая достаточно популярна в Европе. Также постепенно идут вниз продажи шведских SAAB - марка также принадлежит концерну GM.

Также лишь в конце года превзойти показатели 2004 года смог Peugeot. В компании это объясняют задержкой с выходом рестайлингового Peugeot 307 и модели Peugeot 1007. Однако наблюдатели отмечают, что из-за высокого курса евро марка была вынуждена серьезно поднять цены, к тому же в течение года шел процесс налаживания работы нового импортера - дочерней структуры самого Peugeot. Участники рынка надеются на подъем Peugeot в 2006-2007годах- именно тогда у марки откроются новые дилеры, а на рынок выйдет доступный продукт Peugeot 206- седан иранского производства.

Битва моделей за первое место

За место в рейтинге самых популярных иномарок в конце года была настоящая "рубка".

Ford внезапно для всех участников рынка стал плюсовать к продажам Focus модель Focus C-Max, мотивируя это тем, что микровэн C-Max - такая же разновидность кузова, как седан, купе, хэтчбек или универсал. В то же время в Ford подчеркивают, что C-Max стал лучшим по продажам в своем классе. Если брать продажи всего семейства Focus, то они составляют 39 887 автомобилей - по этому показателю Focus действительно опережает конкурентов. Однако если брать только модель Focus, то она уступает и Mitsubishi Lancer, и - всего пять машин - Daewoo Nexia.

В то же время у участников рынка нет сомнений, что Focus вернется на первое место: на этот год запланировано произвести 60 тыс. машин и еще как минимум 2 тыс. ввезти.

Mitsubishi Lancer же в любом случае является самой продаваемой импортируемой иномаркой с годовыми продажами 39 195 автомобилей. Фактически это новая планка рекорда по продажам одной иностранной модели в России. О причинах такого успеха можно прочитать в материале на стр. 15.

Если в прошлом году рубеж в 20 тыс. машин взяли лишь три модели, то в нынешнем он покорилась шести компаниям: помимо Lancer его превзошли японские конкуренты Toyota Corolla и Nissan Almera. Число "десятитысячников" пополнили сразу четыре модели: не дотянувшая в прошлом году лишь 203 машины Toyota Camry, резко выросшие Hyundai Elantra и Mazda3, а также Hyundai Sonata, котор теперь производится только в России, на ТагАЗе. Ожидается, что в этом году за место в "десятке" борьба будет более серьезной, но только за счет местного производства. Позиции в топ-10 будут оспаривать украинский Chevrolet Lanos, продажи которого начались в ноябре, ижевская Kia Spectra и московский Renault Logan.





Деловая газета "Бизнес"