25.01.2006

Аптечная сеть ставит на мультимедиа



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Формат мультимедийных аптечных центров показался сети "Итек" настолько перспективным, что компания решила изменить формат всех своих точек, установив в них систему заказа лекарств через интернет.
В дальнейшем новый формат планируется распространить и на регионы. Эксперты рынка называют выбранную "Итеком" нишу правильной, однако сомневаются, что проект приживется в регионах.
Впервые совместить формат доставки лекарств через интернет и аптечную розницу в "Итек" решили осенью 2005 года. В конце года компания открыла первый мультимедийный аптечный центр на Цветном бульваре, в котором можно и купить лекарства, и заказать с доставкой через интернет (см. "Бизнес" от 31 августа 2005 года).
Теперь компания решила изменить формат всех своих точек, рассказал "Бизнесу" гендиректор сети Дмитрий Краснов.
"В течение двух лет мы планируем построить еще как минимум три мультимедийных центра, а также приведем все 30 мини-аптек в метро к этому же стилю",- рассказал Краснов.
Во всех точках будут установлены экраны онлайн-заказа, работающие по принципу банкоматов: покупка совершается через веб-интерфейс и может быть оплачена наличными, кредитной картой или виртуальными деньгами. Товар можно получить либо на дом, либо в любой мини-аптеке в метро.
"Такой формат позволяет пользоваться преимуществами интернет-торговли: экономить на помещениях, но при этом увеличить ассортимент и лояльность покупателей - "чистые" интернет-продажи в России пока не пользуются большой популярностью. С запуском проекта мы рассчитываем на увеличение лояльности покупателей к нашим интернетаптекам",- отмечает Краснов.
Инвестиции в проект составят около $10 млн. "Проект выглядит слишком модернизированным, но мы работаем на перспективу: уже через пять лет он не будут выглядеть сверхсовременным, к этому времени произойдет насыщение рынка аптечного ритейла",- поясняет Краснов. Выбранная ниша поможет компании удержаться на плаву и не быть вытесненной с рынка, рассчитывает глава "Итека".
"Итек" также рассматривает возможность выхода в регионы. По словам Краснова, первый региональный центр планируется открыть через полтора-два года в одном из городов-миллионников.
Эксперты называют стремление "Итека" сосредоточиться на одной нише обоснованным. "Через пять лет на крупные брэндированные сети придется около двух третей рынка. Единичные аптеки и мелкие сети смогут существовать только в нишевых форматах",- поясняет гендиректор агентства DSM Group Александр Кузин. Для мелких игроков наступят тяжелые дни, обещает директор по корпоративным финансам сети "36,6" Андрей Сливченко.
Однако эксперты разошлись в оценках нового проекта "Итека". Формат смелый даже для Москвы, не говоря о регионах, констатирует Кузин из DSM Group: "В столице потребитель постепенно привыкает пользоваться услугами интернет-продавцов, а в регионах эта практика еще не прижилась".
По данным DSM Group, объем московского рынка онлайн-аптек составляет примерно $25 млн, или около 3% всего столичного аптечного рынка.
"Вряд ли проект приживется в регионах - там интернет-активность в разы ниже, чем в Москве или Питере. К тому же клиент аптек остается достаточно консервативным, в большинстве случаев он предпочтет проконсультироваться с живым человеком, а не машиной",- считает начальник отдела рекламы сети "Доктор Столетов" Ольга Николаева.
Несколько другой точки зрения придерживается Андрей Сливченко из "36,6". "Есть определенный круг людей, которые готовы покупать лекарства онлайн, у "Итека" есть все шансы стать в этой нише лидером. Но из-за "виртуальности" такого канала дистрибуции его доля на рынке будет невелика",- рассуждает Сливченко.



Деловая газета "Бизнес"