19.01.2006

С птичьим гриппом будут бороться рекламой



Как стало известно Ъ, российские производители мяса птицы и импортеры этой продукции впервые провели совместное совещание по проблеме птичьего гриппа. Участники рынка называют ее беспрецедентной: под угрозой резкого падения продаж два жестко конкурировавших лагеря впервые за десять лет сумели договориться о принятии ряда совместных решений. Среди ключевых договоренностей – недопущение демпинга и консолидированная реклама куриного мяса как товарной категории. По информации Ъ, на эти цели участники рынка готовы потратить до $15 млн.

Со стороны импортеров во встрече участвовали пять крупнейших компаний–импортеров куриного мяса, на долю которых приходится порядка 90% от общего объема ввоза курятины: "Евросервис", "Союзконтракт" и другие. Из российских производителей на встречу, в частности, приехали представители "Центрптицепрома", "Продо" и даже не входящего в отраслевые объединения АПК "Михайловский". "Впервые за десять лет жесткой конкуренции между импортерами и отечественными производителями мы сидели за одним столом,– говорит гендиректор 'Центрптицепрома' Николай Хаустов.– Из-за птичьего гриппа все мы оказались в одной лодке: продажи падают у всех, так как покупателям все равно, откуда курица".

На встрече продавцы и производители курятины обсуждали потребительскую истерию, вызванную информацией о птичьем гриппе. Еще в прошлом году все они зафиксировали резкое падение спроса из-за вспышки птичьего гриппа в России, которое сопровождается демпингом со стороны ряда производителей и оптовиков. Теперь торговцы куриным мясом опасаются, что из-за ситуации в Турции спад спроса на курятину может приобрести еще больший масштаб. "Если в декабре прошлого года цена на птицу составляла 59-60 рублей, то сейчас, в связи с информацией о заболевании людей птичьим гриппом в Турции, она упала до 53 рублей за килограмм,– говорит директор ООО 'Самарский бройлер' Александр Масюк.– При этом устанавливать цену меньше 50 рублей невыгодно, так как фабрики начнут работать в убыток". Импортеры также признают, что дальнейшее снижение цены невозможно. "Импортеры сейчас торгуют курицей на грани рентабельности,– говорят в компании 'Союзконтракт'.– Переориентироваться на поставки других видов мяса – свинины и говядины – невозможно: уровень достатка большинства россиян не позволяет им перейти на более дорогие виды мяса, кроме того, мешают квоты".

По итогам встречи продавцы мяса птицы договорились координировать ценовую политику и сообща рекламировать курятину как продукт. Договоренности носят предварительный характер. По словам исполнительного директора Российской ассоциации операторов мяса птицы Антона Сурикова, "пока у нас появился только повод договориться, но о конкретных совместных действиях говорить пока рано". Впрочем, перейти к реализации достигнутых договоренностей участники рынка могут уже в конце января после новой встречи. В ходе рекламной кампании продавцы намерены объяснить потребителям, что употреблять курятину в пищу безопасно. По информации, полученной от одного из участников встречи, игроки рынка готовы потратить на эти цели до $15 млн. "Не буду комментировать сумму, скажу только, что на карту поставлены колоссальные деньги,– говорит генеральный директор 'Центрптицепрома' Николай Хаустов.– Но если мы не примем срочных мер, потери будут гораздо больше".

Бюджет, который производители куриного мяса намерены потратить на рекламу своего продукта, рекламисты называют рекордным. "Бюджеты такого уровня имеют рекламодатели, входящие Топ-50 или даже Топ-40",– говорит руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра "Видео Интернешнл" Сергей Веселов. "Производители курятины никогда не вкладывали таких средств в рекламу,– считает директор по управлению медиаинвестициями агентства Mind Share Константин Авдеев.– На эти деньги можно провести хорошую рекламную кампанию на телевидении с национальным охватом". По его словам, схожие суммы тратят на рекламу крупные пивные брэнды, производители соков.

Однако эксперты сомневаются, что масштабная рекламная кампания сегодня поможет продавцам курятины. "Прямая реклама для антикризисной пропаганды не очень подходит: простым призывом 'ничего не бойтесь, ешьте куриное мясо' опасения потребителя не побороть,– полагает директор по стратегическому планированию Depot WPF Максим Писарев.– Наоборот, реклама может эти опасения даже усилить. Нужны более тонкие пиар-методы воздействия на потребительское сознание: скажем, премьер-министр или какая-нибудь эстрадная звезда на публике будет есть курятину".

СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА, ВИКТОР Ъ-ХИЛЬКО, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

КоммерсантЪ