17.01.2006
Аэрофлот

"Аэрофлот" экономит на экономклассе. Его пассажиров больше не будут поить бесплатно



Вчера крупнейший российский авиаперевозчик – компания "Аэрофлот – Российские авиалинии" объявила об отмене бесплатных алкогольных напитков для пассажиров экономического класса на всех рейсах компании. "Аэрофлот" – не первая авиакомпания, решившаяся на такой шаг. По мнению аналитиков, авиаперевозчики вынуждены сокращать издержки из-за снижения рентабельности бизнеса и появления конкурентов из числа низкобюджетных авиакомпаний. "'Аэрофлот' изменил систему предоставления бортового питания пассажирам экономического класса,– говорится в официальном обращении перевозчика.– Алкогольные напитки в расширенном ассортименте: вино, пиво, коньяк, шампанское – пассажирам экономического класса будут предоставляться за дополнительную плату". В авиакомпании объясняют необходимость непопулярного шага необходимостью сдерживать тарифы – результаты проведенных исследований показали, что большинство пассажиров экономкласса предпочитают, чтобы цены на билеты не менялись. По словам руководителя пресс-службы авиакомпании Ирины Данненберг, средняя цена пива и алкогольных напитков на борту составит от €3 до €5. В качестве компенсации "Аэрофлот" обещает улучшить качество обслуживания пассажиров: рацион питания должен стать более разнообразным.

Принятые меры позволят авиакомпании получить существенную экономию издержек. По данным Транспортно-клиринговой палаты, за год "Аэрофлот" перевозит около 6 млн пассажиров, из них в экономклассе – около 5,5 млн. По экспертным оценкам, один пассажир экономкласса выпивал примерно на $1. Таким образом, затраты авиакомпании составляли более $5 млн в год. Поставщики "Аэрофлота" пока не отреагировали на нововведения. В частности, в пивоваренной компании "Балтика" вчера сообщили Ъ, что договор с перевозчиком действует до весны 2006 года. Согласно нему "Аэрофлот" должен закупать фиксированные ежемесячные объемы пива, и изменения договора не обсуждались.

"Аэрофлот" – не первая авиакомпания, решившаяся отменить бесплатный алкоголь для пассажиров экономкласса. "Мы сделали это еще в конце 2003 года в качестве одной из мер по сокращению издержек",– сообщили Ъ в авиакомпании "Сибирь", занимающей второе место после "Аэрофлота" по объему перевозок пассажиров. Бесплатного аперитива в экономклассе на рейсах "Красэйра" также нет уже несколько лет. Экономию на напитках перевозчики связывают с невысокой рентабельностью авиабизнеса и общим увеличением расходов на организацию авиаперевозок, в частности, с ростом цен на керосин в течение последнего года. Авиационный керосин, напомним, подорожал в России с апреля 2005 года в среднем на 50-60%, а его доля в себестоимости билета на отечественных топливо неэффективных воздушных судах доходит до 50%. Кроме того, в Россию стали летать западные низкобюджетные авиакомпании, предлагающие дешевую перевозку без удобств (отсутствие бизнес-класса на борту, платное питание и напитки), что еще больше усилило конкуренцию на международных рейсах.

"'Аэрофлот' мог себе позволить до сих пор сервис бесплатного алкоголя, поскольку компания имеет госпреференции, в частности, получает около $200 млн в год в качестве роялти (платы иностранных авиакомпаний за полеты в воздушном пространстве России по Транссибу.–Ъ),– говорит собеседник Ъ в одной из авиакомпаний.– Нам пришлось пойти на сокращение издержек раньше". Что дала эта мера в деньгах, в компаниях не уточняют, однако, по сведениям Ъ, речь может идти об экономии в 5-6% от общих годовых затрат на бортовое питание и напитки в экономклассе. "Вначале мы получили вал жалоб пассажиров, однако потом недовольство поутихло. То есть эта мера оказалась практически безболезненной",– говорят в "Сибири".

По мнению экспертов, решением руководства "Аэрофлота" могут попытаться воспользоваться другие перевозчики. "Если какой-либо игрок рынка начнет в своей рекламной кампании делать акцент на бесплатном алкоголе, это может принести ему определенные дивиденды,– говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.– Вряд ли количество пассажиров уменьшится у 'Аэрофлота', но у других компаний может прибавиться. Так в свое время поступили в 'Трансаэро' – им удалось создать иллюзию, что у них обслуживание значительно лучше, чем у других".

РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ, СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

КоммерсантЪ