17.01.2006

Ритейлеры встали в очередь к префектам. В минувшие выходные в силу вступило постановление правительства Москвы об ограничении розничной продажи крепкого алкоголя в ночное время



Однако префектуры, которые должны выдавать разрешение на торговлю, оказались к этому не готовы решению. В результате ни одна из продовольственных сетей до сих не может получить необходимых разъяснений о порядке согласований. Впрочем, пока большинство ритейлеров рискнуло продолжить ночную торговлю спиртным фактически незаконно – до получения разъяснений от властей. Постановление московского правительства "О мерах по выполнению нормативно-правовых актов РФ в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции" было опубликовано в газете "Тверска, 13" в субботу, 14 января. Как того требует федеральный закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", оно вводит ограничения по оплаченному уставному капиталу – не менее 1 млн руб., а также запрещает торговлю крепким алкоголем с 23.00 до 8.00. Исключение делается для тех рителейров, которые смогут получить соответсвущие согласования в префектурах. Однако столичные продовольственные сети столкнулись с тем, что в префектурах до сих пор не разработан механизм выдачи подобных согласований. "Сразу после опубликования постановления, мы направили в префектуры все необходимые документы, но выяснилось, что там никто не знает реглемента предоставления разрешений на продажу алкоголя ночью", – говорит заместитель генерального директора сети "Мосмарт" Семен Слуцкий. Ситуацию подтверждают руководители и других сетевых компаний. "Мы до сих пор не получили ни письменного ни устного ответа на наши запросы во все прокуратуры", – сообщил директор по коммуникациям сети "Перекресток" Александр Бархатов.

В результате практически все столичные ритейлеры рискнули продолжили торговать крепким алкоголем по ночам и дальше. "Ограничения на продажу в наших магазинах не будут введены, пока не получим каких-либо разъяснений от префектур", – заявил Александр Бархатов. "Разумеется, мы продолжаем работу в обычном режиме. На мой взгляд, в постановлении московского правительства нет указаний приостановить торговлю, а лишь получить разрешение префектур, которые пока сами ничего не знают", – заявил председатель совета директоров сети "Седьмой Континент" Владимир Карнаухов.

Впрочем, некоторые сети все же прекратили ночную торголю крепким алкоголем. "Как законопослушная компания мы решили прекратить продажу алкоголя ночью с субботы, 14 января, когда постановление вступило в силу, – сообщил директор по связям с общественностью холдинга "МАРТА" Евгений Сухарников. – Это создало дополнительную нагрузку на кассовые терминалы, поскольку именно кассиры теперь вынуждены проверять крепость продаваемой продукции и "отсекать" крепкий алкоголь, а также крепленые вина и настойки".

Когда будет прописан механизм согласования в префектурах неизвестно. Префектуры ссылаются на московское правительство, в частности департамент потребительского рынка, который не предоставил им разъяснений. А в администрации Юго-Восточного округа со ссылкой на начальника пресс-службы мэра Москвы Сергея Цоя сообщили, что всем префектурам с сегодняшнего дня запрещено давать разъяснения по поводу ограничений ночной продажи алкоголя. В департаменте потребительского рынка правительства Москвы от комментариев также отказались.

Ночью в Москве продается до 15% всего крепкого алкоголя (главным образом – водки), а общий объем ночных продаж алкоголя в Москве составляет около $200 млн в год. При этом на небольшие магазины "у дома" приходится около 40% этих продаж. Однако большинство экспертов полагает, что если крупные ритейлеры смогут в итоге договоиться с префектурами и выполнить требование к уплаченному уставному капиталу, то небольшие сети и магазины будут вынуждены отказаться от ночной торговли спиртным. "В такой ситуации существенный урон наносится мелким круглосуточным магазинам, основу ассортимента в которых составляет именно алкогольная продукция. Большинство из них, в частности, не сумеет увеличить размер уставного капитала до 1 млн руб.,– говорит управляющий партнер компании Stas Marketing Partners Андрей Стась. – Впрочем, и крупным ритейлерам видимо, также придется столкнуться с рядом трудностей. До сих пор не понятно, как они будут решать вопрос с торговлей крепкими напитками с различными префектурами, у которых нет единой позиции относительно того, кто и каким образом сможет торговать алкоголем по ночам".

ДАРЬЯ Ъ-РЫЖКОВА, ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ

КоммерсантЪ