16.01.2006

Русские пельмени для Европы. Отечественные компании ищут свою нишу на продовольственных рынках Запада



Сергей Плетнев

В четверг в Берлине открылась юбилейная 80-я международная продовольственная выставка-ярмарка "Зеленая неделя". Впервые за 12 лет своего участия в этом самом представительном мировом агрофоруме Россия получила статус страны-партнера, что гарантирует дополнительный интерес к ее выставочным стендам, а также возможность заявить о своих достижениях на семинарах и проблемных конференциях. Теперь перед отдельными российскими компаниями и министерством сельского хозяйства стоит проблема правильно определить ниши для своего экспорта и стратегию их завоевания.

Надо сказать, что и прошлогодняя "Зеленая неделя" была для нашей страны особенно удачной. Если до этого посетители российских стендов и представители импортных компаний интересовались лишь русской водкой да икрой, то в прошлом году положение заметно изменилось. Пиво, соки, морсы, кефир, колбасы и мясные изделия ведущих отечественных компаний шли у западных потребителей "на ура". Собственно говоря, это и стало одной из причин повышения статуса российской экспозиции. Иностранцы убедились, что русские умеют не только торговать пшеницей и другим сельскохозяйственным сырьем, но и производить качественные пищевые продукты.

Теперь площадь российской экспозиции составляет 6 тыс. кв м, и на ней разместилась продукция 400 компаний из 20 регионов. Как сообщили Стране.Ru в министерстве сельского хозяйства, в российским павильоне будут демонстрироваться научные разработки и новые технологии в АПК, инвестиционные проекты и произведенная благодаря инновациям продукция - от пищевых добавок и ингредиентов до молочных и мясных продуктов, хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, морепродуктов и рыбных деликатесов, продуктов глубокой заморозки. Также будет представлена продукция пчеловодства, дары леса, алкогольные и безалкогольные напитки, изделия народных промыслов. Наиболее крупные экспозиции представят Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Волгоградская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Подобные выставки как раз и проводятся для того, чтобы ведущие мировые продовольственные компании обменялись опытом, получили новые сведения о положении на рынках и намечающихся тенденция. Для России, которая только-только начала выходить на мировой рынок продовольствия и сталкивается с существующими там правилами, в том числе и неписанными, это особенно важно. "Представление национальной экспозиции российского агропромышленного сектора экономики на крупнейших специализированных зарубежных выставках является важнейшим инструментом проведения внешнеторговой политики России, определения экспортных приоритетов государства; это новые возможности выхода на мировые рынки для отечественных производителей", - заявил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. "Участие России в "Зеленой Неделе - 2006" - это не только демонстрация сельхозпродукции и достижений в области АПК, но и площадка для обсуждения ряда сложных ситуаций, возникающих в последнее время в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией", - сообщили в пресс-службе министерства.

В частности, к проблемным сегодня относятся вопросы господдержки европейских фермеров, что препятствует добросовестной конкуренции на рынке продовольствия. Российскую сторону беспокоит выделение существенных субсидий на экспорт мясной и молочной продукции на российский рынок, а также ограничения на ввоз зерна из России в ЕС. Кроме того, Евросоюз субсидирует экспорт зерна в страны Ближнего Востока и Северной Африки, что нарушает правила справедливой конкуренции на рынках, представляющих интерес и для российских экспортеров.

Вообще же, задача проникновения на западные рынки выглядит для российского продовольствия невероятно сложной. К примеру, массового экспорта готовой продукции у нас фактически нет (за исключением водки). Пельмени, квас, ржаной хлеб, гречка, рыбная продукция везется на Запад ограниченными партиями и, в основном, для иммигрантов. Причин здесь много, но одна из основных такова: Евросоюз и США таможенными пошлинами фактически закрыли свой рынок от конкурентов, а при малейшей угрозе собственным интересам крупные западные фирмы лоббируют введение новых правил на продовольственных рынках.

Правда, нет худа без добра: драконовские меры сделали внутренний рынок более привлекательными для российских компаний, а он еще далеко не насыщен. Тем не менее, российским производителям необходимо думать и о будущем, ведь оно уже начинает прорисовываться. Если в Европе доля экологически чистой продукции составляет около 20%, то у нас - четыре пятых рынка. И в России, благодаря обширным территориям, есть хорошая возможность развивать этот потенциал. А экологичная продукция на Западе стоит дорого. Сами российские компании думают о свободных нишах для продвижения своих брендов. К примеру, вполне можно было бы "раскрутить" на Западе те же русские пельмени или квас, как национальный продукт.

Однако здесь производителям не хватает помощи правительства. Ведь в свое время над имиджем русской водки эффективно потрудилось именно государство. А в начале XX века масло из Сибири завоевало Европу опять же благодаря грамотной транспортной и таможенной политике на самом высоком уровне. И сейчас соединение усилий государства и маркетинговых ходов крупных компаний могло бы дать хороший результат. То же самое касается и черной икры. Если сейчас предложение этого продукта крайне ограничено, то государство могло бы стимулировать создание рыборазводных заводов для осетровых, где икру можно было бы получать с помощью современной щадящей технологии, не убивая рыб. Сейчас на мировом продовольственном рынке, где преобладает явный избыток массовой продукции и самих производителей, результатов можно достичь именно таким способом.

www.strana.ru