16.01.2006

Бигмак недооценил рубль вдвое



Степан Самсонов

Курс российского рубля к доллару США занижен примерно вдвое, если измерять рубль через самый популярный в мире сэндвич – бигмак от McDonalds. Точно так же, по мнению авторов исследования, занижен и курс китайского юаня по отношению к американской валюте.

«Бигмачный индекс», который начиная с 1986-го ежегодно публикует деловое издание The Economist, вычисляется исходя из стоимости коронного блюда сети ресторанов McDonald's – бигмака – в разных странах мира. Авторы индекса являются родоначальниками целого направления в экономике – «бургеромики». Как и любой другой индекс, «бигмачный» измеряет ряд экономических параметров, в первую очередь – покупательную способность мировых валют и соотношение уровней национальных цен единого набора товаров и услуг.

«Бургеромисты» рассуждают примерно так: один и тот же набор товаров, по идее, должен стоить равную сумму везде. Значит, разница в ценах говорит о недооцененности одной валюты и переоцененности другой.

Бигмак удостоился чести иметь свой индекс только благодаря тому, что его прекрасно знают во всем мире. По крайней мере, The Economist более стандартного продукта не нашел. Этот бутерброд действительно готовят в 118 странах мира по одному и тому же рецепту. Однако, в принципе, его мог бы заменить и тот же гамбургер, или бутылка Coca-Cola, или пачка Marlboro.

По данным последнего исследования The Economist, средняя стоимость самого популярного в мире сэндвича компании McDonald’s в четырех городах США выросла с июня 2005 года на $0,09 и составила $3,15, что явным образом свидетельствует о том, каковы на самом деле показатели инфляции в США. В то же время в Китае, на который США оказывают постоянное дипломатическое давление, требуя отпустить фактически зафиксированный курс юаня, сэндвич стоит всего $1,30. Таким образом, если исходить из основ «бургеромики», курс юаня занижен на 59% и доллар должен стоить три с половиной юаня, а не нынешние 8,1.

Согласно данным The Economist, в России, где бигмак стоит 47 рублей ($1,60), национальная валюта почти так же сильно недооценена, как и в Китае. Реальным ее курсом должны быть не нынешние 28,5 рубля, а примерно 14 рублей за доллар.

В этом смысле в российской монетарной политике практически ничего не изменилось с июня 2005 года, когда бигмак в Москве стоил $1,48, в США – $3,06. В мае 2004 года бигмак в российской столице можно было купить за $1,45 доллара, в США – за $2,90. Переоцененность рубля составляла ровно 50%.

Самый дорогой сэндвич из тех стран, которые Economist учитывает в своем исследовании, можно купить в Швейцарии ($4,93 доллара), Дании ($4,49) и Швеции ($4,28). Во всех этих странах бигмак стоит дороже, чем в США, и, значит, местная валюта переоценена по отношению к доллару. В зоне евро знаменитый сэндвич стоит в среднем $3,51, то есть единая европейская валюта на 11% переоценена к доллару (в июне 2005 года переоцененность составляла 17%). Японская иена по такому же принципу недооценена на 30,5% (по сравнению с 23% в сентябре 2005 года).

Однако стоит отметить, что у теоретиков «бургеромики» довольно много противников. Необходимое условие определения покупательной способности валют – это набор товаров, аналогичных в сравниваемых странах. Распространено мнение, что «бургеромисты» делают сознательно организованную выборку, поэтому строгого теоретического обоснования для определения пересчетных валютных коэффициентов нет. Кроме того, бигмак не является предметом международной торговли, как того требует теория паритета покупательной способности, на которую опираются «бургеромисты», а цены на сэндвич искажены налогами, тарифами, стоимостью аренды или строительства ресторана, ценами на исходные компоненты сэндвича, а также стоимостью рабочей силы.

Газета.RU