16.01.2006

H&M and H&M. Шведская H&M начала судебный процесс против российской компании H&M International Ltd.



Одна из крупнейших сетей магазинов одежды в Европе шведская Hennes & Mauritz (H&M) начала судебный процесс против российской компании H&M International Ltd, которая использует товарный знак H&M. Устранив «двойника», шведская компания намерена расчистить себе путь на российский рынок, полагают эксперты.

Конфликт между шведской Hennes & Mauritz и российской ООО «Эйч-энд-Эм Интернэшнл» начался осенью 2005 года, когда шведы впервые заявили о намерении прийти в Россию. Однако, объявив об этих планах, они обнаружили в России компанию, использующую, по их собственным словам, их бренд. Но гендиректор российской компании «Эйч-энд-Эм Интернэшнл» Борис Костырин сообщил, что компания, зарегистрированная в мае 2005 года, является правообладателем товарного знака H&M в России. По его словам, официально бренд был зарегистрирован еще в 1996 году. Причем права на него были приобретены у законного правообладателя бренда «по взаимному согласию».

Компания Hennes & Mauritz открыла первый магазин женской одежды Hennes в 1947 году. Позже сеть присоединила магазины мужской одежды Mauritz Widforss. Сейчас под вывеской H&M работает около 1100 магазинов в 20 странах. Крупнейшими рынками для H&M являются Германия, Швеция и Великобритания. Все магазины, работающие под маркой H&M, принадлежат самой компании, которая никогда не использовала систему создания совместных предприятий или франчайзинга. Оборот сети по итогам 2004 года превысил $8 млрд. По данным Hoovers, основным владельцем компании является семья Перссон, контролирующая около 37% акций.

Представитель по связям с прессой Hennes & Mauritz Аннакарин Бьорн сообщила, что осенью фирма обратились к российским властям с просьбой «разобраться в ситуации». Но власти предпочли не вмешиваться. А Борис Костырин заявил, что он не видит проблемы и повода для конфликта в том, что торговая марка H&M используется двумя компаниями. «Товарные знаки не имеют мирового безраздельного господства, у них есть территориальная привязка и разделение по классам товаров и услуг. Так вот с Hennes & Mauritz мы никак не пересекаемся в своих правах.

Представьте на минутку, что мы бы вдруг решили выйти на шведский рынок со своим H&M и очень бы удивлялись, обнаружив там местный H&M», – разъяснял свою позицию Костырин.

Обнаружив, что договориться не удается, в пятницу шведская компания официально объявила, что подает в суд на российского «двойника». «Мы начали официальное судебное разбирательство против российской компании», – подтвердил в пятницу действия компании представитель Hennes & Mauritz в интервью интернет-ресурсу N24.de.

По мнению участников рынка, иск, поданный Hennes & Mauritz против российской компании, свидетельствует о том, что у шведов сохраняется намерение выйти на российский рынок в самое ближайшее время.

Предложения о сотрудничестве с Hennes & Mauritz на российском рынке были сделаны несколькими компаниями задолго до появления одноименного бренда, в том числе – шведским девелоперским концерном Centrum, которые ведет строительство крупных торговых комплексов в России. H&M может стать арендатором торговых центров, которые строит Centrum.

Кроме этого, рассматривался вариант прихода компании на российский рынок через другой шведский гигант – компанию Ikea на Северо-Западе России. По словам заместителя генерального директора ЗАО «Первомайская заря» Михаила Уржумцева, компания вела переговоры об аренде площадей в строящихся торговых комплексах Ikea.

К недорогой шведской марке проявили интерес и некоторые российские бизнесмены. По их мнению, среди европейских сетей department store у H&M оптимальное соотношение цены и качества и вполне актуальные коллекции, что может возыметь успех на российском рынке. Среди желающих приобрести франшизу H&M владельцы московских бутиков A-maze, Владислав Лунин – владелец компании BTI Systems (магазины Esprit), и Андрей Тимофеев, президент Русской торговой группы (российский франчайзинг C&A и British House).

Однако если российская компания действительно имеет законные права на марку H&M, она может потребовать от шведов в качестве «отступных» до $1 млн, полагают участники рынка. // Наталья Копылова

Газета.RU