13.01.2006

"Гжелка" ушла вместе с милицией с подачи производителей



Как стало известно Ъ, брэнд "Гжелка" вновь стал причиной скандала на алкогольном рынке. Руководство дистрибьютерской компании "Алко-Балт" подало в суд на оперативников управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) ГУВД Санкт-Петербурга. Истец утверждает, что в ходе декабрьской проверки УБЭП незаконно изъял со склада фирмы более 600 тыс. бутылок "Гжелки", название которой не могут поделить ЛВЗ "Ливиз" и ТПГ "Кристалл". Аналитики считают, что, если конфликт вокруг известного брэнда не прекратится, на нем можно будет поставить крест -- дистрибьютеры могут отказаться от продажи любой "Гжелки", кем бы она ни была произведена.

В декабре прошлого года, когда объем продаж водки в городе вырос с 400 тыс. до 700 тыс. дал в течение месяца, сотрудники УБЭПа предъявили руководству компании "Алко-Балт" (официальный дистрибьютер ОАО "ТПГ 'Кристалл'") предписание на проверку документации и забор проб водки "Гжелка". Причиной проверки стало ноябрьское обращение генерального директора ООО "Гжелка" ("дочка" ЛВЗ "Ливиз") Юрия Локтионова с просьбой принять меры по предотвращению реализации кристалловской "Гжелки" на территории Петербурга, которая, по его мнению, является контрафактной. Вчера господин Локтионов подтвердил Ъ, что обращался в органы милиции с такой просьбой. Оперативники не стали проверять финансово-хозяйственную документацию, а сразу же направились на склад. "Представители милиции взломали акцизный склад и объявили о конфискации всей 'Гжелки', которая там находилась, то есть около 600 тыс. бутылок", -- рассказал Ъ генеральный директор ООО "Алко-Балт" Николай Царев. По его словам, всего сотрудники милиции вывезли с территории склада 30 фур "Гжелки" и 49 фур алкогольной продукции других марок (из них 48 фур впоследствии были возвращены компании).

"При этом никто не представил понятых, не выдал никаких документов -- ни акта об изъятии товара, ни протокола осмотра", -- говорит юрисконсульт "Алко-Балта" Тимур Гибизов. По предварительным оценкам, ущерб от действий оперативников, которые фактически остановили работу фирмы на две недели, составил более 10 млн рублей. Руководство фирмы обратилось с жалобами в городскую прокуратуру и ГУВД, к заместителю генерального прокурора по СЗФО Ивану Кондрату и министру МВД РФ Рашиду Нургалиеву, в УФСБ Петербурга и Ленинградской области, а также в Невский суд. По словам юрисконсульта, ответов из официальных органов пока не последовало, а рассмотрение заявления в Невском суде должно начаться в пятницу. Вице-президент ОАО "ТПГ 'Кристалл'" Дмитрий Раутбарт заявил, что производитель знает о произошедшем и оказывает юридическую поддержку своему дистрибьютеру. В пресс-службе ГУВД пока не комментируют ситуацию.

Сегодня в стране реализуется около 300 тыс. дал в месяц "Гжелки" производства двух предприятий -- ТПГ "Кристалл" и ЛВЗ "Ливиз". За брэнд "Гжелка" заводы борются уже несколько лет. В 1993 году торговый знак был зарегистрирован московским ЛВЗ "Кристалл". А в конце 2003 года владелец ЛВЗ "Ливиз" Александр Сабадаш, купив одноименное ООО, которому принадлежат авторские права на изображение птицы Гжель, начал борьбу за "Гжелку". После ряда судебных процессов и решений Роспатента представителям господина Сабадаша удалось доказать свои права на большинство товарных знаков, связанных с Гжелью, и в мае этого года "Ливиз" сам начал разливать "Гжелку". Одновременно партии кристалловской "Гжелки" стали изыматься из продажи. По данным Ъ, московские дистрибьютеры "кристалловской" "Гжелки" сейчас судятся с правоохранительными органами по этому поводу в Арбитражном суде. На Северо-Западе -- иск "Алко-Балта" стал первым, но не исключено, что вскоре к нему присоединятся и дистрибьютеры из других регионов.

Управленцы "Ливиза" уверены, что им удалось собрать все козыри в своей игре против "Кристалла". Но "Кристалл", который не согласен с исходом тяжбы, не собирается сворачивать производство. Аналитики отмечают, что в конечном итоге, если моквичи по-прежнему будут выпускать "Гжелку", а "Ливиз" -- изымать ее из продажи, скандал может обернуться против самой марки. "Сложность при реализации спорной марки в том, что не известно, чья из сторон выиграет очередной раунд судебных разбирательств. Неудивительно, если дистрибьютерские и розничные компании начнут отказываться от реализации водки "Гжелка" любого производителя", -- констатирует Светлана Труханович, финансовый аналитик компании "АВК-Аналитика". Так, сеть магазинов Metro C&C уже объявила о выводе этой марки из своей ассортиментной матрицы. Источник Ъ в "Алко-Балте" сообщил, что после произошедших неприятностей в самый пик продаж компания может отказаться работать со спорным брэндом.

МАРИЯ ШЕВЧЕНКО, ДМИТРИЙ КАМЕНСКИЙ

КоммерсантЪ