11.01.2006

Иномарки включают форсаж. Продажи иномарок в России в следующем году должны превысить отметку 800 тыс.



РОМАН ГУЛЯЕВ

В следующем году российский авторынок ожидает очередной всплеск - продажи иномарок должны превысить 800 тыс. А лидеры рынка впервые смогут взять десятитысячную планку. Состав Top10 брэндов вряд ли изменится, однако внутри десятки ожидаются достаточно большие перемены.

Кому за 100

Несмотря на скорое наступление нового года, аналитики не спешат пока с прогнозами автомобильного рынка на 2006 год. В этой связи "Бизнес" предлагает свой вариант развития событий на рынке иномарок. Прогноз составлен как на основании данных компаний, которые пожелали раскрыть свои планы на 2006 год, так и по ситуации на рынке и графику вывода на него новых моделей.

Согласно прогнозу "Бизнеса", первая десятка по сравнению с уходящим годом измениться не должна. Более того, лидеры - Hyundai и Chevrolet должны сохранить свои места.

На третьем же должен оказаться Ford: если не случится потрясений, то во Всеволожске будет произведено 60 тыс. Focus - все они, очевидно, будут проданы. За счет этого Ford должен обогнать Toyota. Mitsubishi и Daewoo поспорят за пятое место, Nissan должен сохранить седьмую позицию, а вот Renault может упустить восьмое место в конкуренции с Kia.

Две компании - Hyundai и Chevrolet впервые в истории автомобильного рынка России могут продать более 100 тыс.

машин. Причем Hyundai планировал сделать это в нынешнем году, однако из-за забастовок в Корее на завод ТагАЗ были недопоставлены машинокомплекты для сборки Accent и Sonata, а импортер - "Карнэт-2000" также недосчитался нескольких сотен машин. В результате Hyundai продаст около 90 тыс. машин, а взятие стотысячного рубежа отложено на 2006 год. Из 125 тыс. машин на импорт придется около 55 тыс., остальное- на местную сборку на ТагАЗе.

Брэнд Chevrolet также имеет все шансы взять 100-тысячный рубеж, однако вероятность наступления этого мы оцениваем ниже, чем у Hyundai. Структура продаж брэнда "с крестом" в новом году будет состоять из четырех частей. Минимальная (несколько сотен или, возможно, тысяч машин)- это внедорожники TrailBlazer и Tahoe американского происхождения и калининградской сборки. Дешевый Chevrolet Lanos украинской сборки - конкурент Renault Logan - по планам должен разойтись тиражом 40 тыс. штук. Корейские модели Chevrolet, в девичестве Daewoo, имеют хороший потенциал для роста в полтора раза (примерно до 30 тыс.), особенно если завод "Автотор" начнет их сборку- такие планы у предприятия есть. Еще одну существенную часть продаж составляет Chevrolet Niva (хотя эксперты спорят: можно ли включать в статистику иномарок фактически российскую машину, выпускаемую на совместном предприятии). В этом году ее российские продажи превысят 40 тыс., однако перспективы модели на 2006 год далеко не ясны. Во-первых, продажи автомобиля в России падают - производство удается поддержать только за счет экспорта в страны СНГ (в дальнее зарубежье автомобиль решено не экспортировать). Во-вторых, не лучшим образом скажется на перспективах модели повышение цен на нее с 1 января - теперь базовая Niva стоит 318 тыс. руб. (то есть более $11 тыс.), а люксовая версия- 350 тыс. руб. Наконец, новое руководство АвтоВАЗа, едва придя на завод, уже заявило о желании пересмотреть договор с GM, так как он невыгоден отечественному партнеру североамериканского концерна. И чем закончится этот "пересмотр", и как он отразится на производстве Niva, пока говорить сложно. И в случае катаклизмов с совместным предприятием Chevrolet может не то что не преодолеть 100-тысячный рубеж, но и уступить второе место Ford.

Другой американский концерн также пока не объявлял о планах на следующий год. Однако, учитывая, что в 2006 году Ford обещает выпустить 60 тыс. Focus во Всеволожске, и представляя долю этой модели в продажах марки, можно прогнозировать, что продажи Ford окажутся около 90 тыс.,- таким образом марка вернется на третье место.

Продолжат бороться за место в пятерке японские Mitsubishi и Toyota. Обе компании пока не раскрывают своих планов, тем не менее с учетом обновления модельного ряда можно прогнозировать их продажи на уровне 70-75 тыс., причем Toyota, скорее всего, будет опережать своего конкурента. А представители УзДэу и Nissan объявили свои планы продаж на уровне 70 тыс. и 60 тыс. соответственно.

Впервые взять 50-тысячный рубеж может Kia: если план производства Spectra на заводе в Ижевске (25 тыс.) будет выполнен и все автомобили удастся продать. Несколько тысяч машин соберет "Автотор", еще примерно 20 тыс.

могут быть поставлены по прямому импорту. С Kia будет активно соревноваться Renault, который делает ставку на Logan.

По данным "Бизнеса", на "Автофрамосе" планируется собрать более 20 тыс. недорогих седанов, а с учетом того, что к 2007 году французская компания планирует продавать не менее 40% импортных машин, итоговый результат Renault окажется на уровне 40-45 тыс.

Китайцы вырастут до 4%

Если брэнды первой десятки в целом должны сохранить свои позиции, то во второй серьезных шагов можно ждать от Great Wall. Китайская компания планирует продолжать экспансию на российский рынок, где она является лидером среди соотечественников, и не исключено, что она продаст около 15 тыс. машин. Такой результат позволит ей выйти на 11-е место. Great Wall снизит свою долю среди китайских автопроизводителей на отечественном рынке с 80-90% в этом году до 45-50%. Это связано с грядущим выходом на рынок сразу нескольких автомобильных брэндов - FAW, BYD, Beijing, о которых рассказывал "Бизнес".

Можно ожидать также закрепления позиций от Zhongxing (Tianye), который вышел на рынок первым из соотечественников с пикапами Admiral. С учетом сборки в Новосибирске китайский производитель легковых автомобилей Chery может достичь результата в 8-9 тыс., кроме того, ожидается выход основного конкурента Chery- Geely, который дешевыми малолитражками может быстро выйти на несколько сотен машин в месяц.

Если прогнозы "Бизнеса" сбудутся, то доля китайских автомобилей в сегменте иномарок вырастет до 4%, это в два раза больше, нежели сейчас.

Новый потолок в 900 тыс.



Серьезная борьба развернется также в секторе автомобилей премиум. В этом году лидерство останется у BMW, но в следующем его может перехватить Audi за счет вывода на рынок сразу двух внедорожников.

Кроме того, ожидается появление брэнда Infiniti - люксового подразделения Nissan. Как заявлял "Бизнесу" старший вице-президент компании Брайан Каролин, задача Infiniti - обогнать основного конкурента Lexus. Очевидно, что в первый год официальных продаж это вряд ли получится, но амбиции у Nissan достаточно серьезные.

Всего же в 2005 году, по прогнозу "Бизнеса", в России может быть продано около 880-890 тыс. новых иномарок (с учетом Chevrolet Niva, без учета LCV), то есть без малого 900 тыс. Темпы роста сохранятся на уровне 2005 года (50%) и составят около 46-48%. Генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов, в свою очередь, прогнозирует рост по иномаркам (без учета Chevrolet Niva, c учетом LCV) на уровне 45%, до 820 тыс. По его словам, иномарки по итогам 2006 года максимально приблизятся к отечественным машинам,чьи продажи упадут за счет сокращения "Волги" и "Оки" до 860 тыс.

Кроме того, уверен эксперт, на 17%, до 280 тыс., упадет рынок импорта секонд-хенда: это случится за счет введения миникаталогов на японские автомобили, а также из-за ужесточения требований к свету для неадаптированных американских автомобилей - соответствующие дополнения к правилам дорожного движения вступают в силу с 1 января.

Богатые новинки

Следующий год будет не менее богатым на новинки, нежели нынешний. Тон задаст лидер рынка Hyundai: уже в первом квартале он должен представить новое поколение внедорожника Santa Fe и седан бизнес-класса Grandeur. Его преследователь Chevrolet обновит столь популярную в России модель Aveo, а также седан Dкласса Evanda. Ford, в свою очередь, представит в России новое поколение Galaxy, а также микровэн, который показывался на автосалоне в "Крокус Экспо" под кодовым названием SAV (Sport Activity Vehicle).

Японские компании, приближающиеся к лидерам, также выведут на рынок по две новые массовые модели. Nissan говорит о микровэне Note и купе-кабриолете Micra C+C, Toyota начнет продавать новое поколение RAV4, а также выпустит на рынок "дамскую" модель класса В Yaris, а Mitsubishi представит большой седан Galant и новое поколение легендарного Pajero. Наконец, Mazda в первом полугодии представит топ-версию "шестерки", Mazda6 MPS, и минивэн Mazda5, а летом в России появится обновленный бестселлер Mazda3.

Главной новинкой в малом классе станет Peugeot 206 в кузове седан. Этот автомобиль иранской сборки по замыслу Peugeot может стать локомотивом продаж марки и, в отличие от машин ввезенных дистрибутором завода Iran Khodro, будет полностью адаптирован к российским условиям.

Ценителям же марки предназначается Peugeot 207 - новое поколение второй серии приедет к российским дилерам вскоре после премьеры. Этой модели придется конкурировать и с новой Opel Corsa, и с "Автомобилем года-2006" - Renault Clio нового поколения, который появится в России в следующем году.

В гольф-классе от Renault ожидается новинка - фейслифтинговый Megane: благодаря обновлению французская компания могла бы оживить и без того неплохие продажи этого автомобиля. А конкурент Renault Logan - Daewoo Nexia также планирует в этом году небольшое обновление: новые машины должны прийти в Россию в сентябре.

Сразу три новинки будут у Honda. Это новое поколение Civic, рестайлинговый Accord, а также большой седан Legend, которому предстоит конкурировать с еще одной новинкой рынка- Citroen C6. На стороне японцев традиционная надежность и управляемость, козырь французов - сверхоригинальный дизайн для этого класса. Наконец, Kia начнет импортировать новый Magentis, a Peugeot - купе на базе 407-й модели.

Достаточно много новинок ждет рынок от премиум-сегмента. Audi выйдет на рынок с двумя внедорожниками - Q7 в марте и новым Allroad в середине года. Кроме того, компания представит четыре нишевых модели: ТТ, А4 Cabrio, S8 и "заряженый" RS4. BMW ответит купе на базе 3-й серии, новым Z4 (как в виде купе, так и родстера), а также обновлением внедорожника X3. А MercedesBenz представит обновленные E-класс, SL и новое поколение CL, а также новые для себя автомобили внедорожного сегмента R-класса и GL класса.

Cadillac сделает ставку на "маленький" BLS, а также официально привезет огромный внедорожник Еscalade - раньше его можно было купить только у "серых" дилеров. Кроме того, концерн GM представит "маленький" Hummer H3. Ответом DaimlerChrysler станет выход на рынок нового Jeep Wrangler. А люксовые подразделения концерна Ford представят в России новый седан Volvo S80, Jaguar XK, а также купе-кабриолет Volvo C70 и небольшое купе C30.

Деловая газета "Бизнес"