11.01.2006

Fiat и Volkswagen дали старт российским проектам



АЛАН ХУРУМОВ

В первые дни нового года сразу два европейских автоконцерна, Volkswagen и Fiat, официально объявили о планах по производству автомобилей в России. Подтвердив тем самым более ранние сообщения "Бизнеса" о том, что Volkswagen намерен построить завод "с нуля", сделав ставку на Skoda Octavia и Volkswagen Pointer, а Fiat наладит сборку моделей Palio и Albea на мощностях Завода малолитражных автомобилей.

О планах по строительству завода Volkswagen в России заявил на автосалоне в Детройте глава концерна Бернд Пишетсридер. По его словам, решение принято, и в ближайшее время проект будет представлен наблюдательному совету для одобрения. Но и так ясно, что строительство завода Volkswagen в подмосковном Ступине начнется в этом году, и Минэкономразвития уже готовит для проекта соглашение о применении режима промсборки.

Как сообщил источник, знакомый с проектом, производство автомобилей предполагается начать в 2008 году. На первом этапе с конвейера будут сходить автомобили Skoda Octavia нового поколения на платформе PQ35, но не исключено, что одновременно стартует производство соплатформенного VW Golf V. Также предполагается собирать в России новое поколение седана Gol (у нас он известен как Pointer). Как ранее писал "Бизнес", Volkswagen планировал производить до 80 тыс. Pointer, до 40 тыс. машин на платформе PQ35, а также 30 тыс. моделей под кодовым названием VW216. Инвестиции в проект составят 330 млн евро.

Как сказал Пишетсридер, к 2011 году завод должен выйти на проектную мощность в 250 тыс. автомобилей в год.

В планах Volkswagen за ближайшие пять лет увеличить свою долю на российском рынке иномарок с нынешних 3% до 10%. Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов оценивает инвестиции в такой проект в $500-800 млн. В российском представительстве Volkswagen строительство завода комментировать не стали.

Эксперты считают планы немецкого концерна весьма амбициозными. "Завоевать 10% российского рынка Volkswagen будет непросто - равно как и продавать в год 250 тыс. произведенных в России машин",- считает эксперт "Центр инвест" Михаил Ганелин. В связи с этим он предполагает, что Volkswagen может экспортировать часть машин российской сборки. Впрочем, дилеры Volkswagen считают планы реалистичными. В частности, брэнд-менеджер "Атлант М" Евгений Созин уверен, что концерн Volkswagen может вернуть долю в 10%, которую он занимал на рынке Россиив начале десятилетия.

Одновременно с Volkswagen свои планы обнародовал и итальянский Fiat. Как уже сообщал "Бизнес", новым импортером продукции этого автопроизводителя в Россию стала "Северсталь-авто". Эта компания планирует наладить на мощностях Завода малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах выпуск моделей Palio и Albea. Как рассказали в пресс-службе "Северсталь-авто", выбор моделей продиктован экономическими и конъюнктурными соображениями. С 1 июля ЗМА прекратит производство автомобилей "Ока"; на освободившихся мощностях из компонентов, поставляемых с турецкого завода Tofas, будут собираться итальянские малолитражки. "Как рыночный продукт "Ока" нежизнеспособна, особенно после свертывания госзаказа и перехода на нормы "Евро-2". Между тем продажи иномарок сегмента В растут",- объяснили в "Северсталь-авто". Первые малолитражки из Набережных Челнов появятся в начале 2007 года.

В "Северсталь-авто" убеждены, что проект потребует незначительных инвестиций (правда, их размер в компании не раскрывают), поскольку большая часть мощностей готова к переходу на новое производство. Например, не возникнет проблем с окрасочным цехом - он модернизирован под производство автомобилей SsangYong. По мнению Александра Агибалова из AG Capital, все мощности ЗМА, свободные от производства SsangYong, будут задействованы на сборке Fiat. Если учесть, что "Северсталь-авто" планирует к 2010 году производить 30-35 тыс. автомобилей SsangYong, а завод рассчитан на выпуск 60 тыс. машин в год, можно предположить, что на долю Fiat к 2010 году придется до 30 тыс. автомобилей.

По мнению Михаила Ганелина, в 2007 году "Северстальавто" может выпустить до 5-10 тыс. автомобилей Fiat, а на следующий год - уже 15-25 тыс. машин. Модернизация мощностей, по его прогнозам, обойдется "Северсталь-авто" в $20-30 млн.

Помимо производства, как уже писал "Бизнес", "Северсталь-авто" уже весной начнет дистрибуцию импортных Fiat.

"Мы будем ввозить в Россию весь модельный ряд Fiat, развивать дилерскую сеть, опираясь как на традиционных продавцов автомобилей этой марки, так и на новых мультибрэндовых дилеров, в том числе работающих с SsangYong",- заявили "Бизнесу" в компании.

Деловая газета "Бизнес"