21.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Орлов идет в народ. Элитный ресторатор развивает сеть дешевых японских заведений



ПЕТР МИРОНЕНКО

Ресторатор Александр Орлов меняет направление своего бизнеса. Принадлежащий ему холдинг Lite Life, известный дорогими эксклюзивными ресторанами, объявил о планах создания сети недорогих японских ресторанов. Конкуренты считают проект перспективным, однако эксперты не уверены в том, что сеть найдет свою аудиторию.
О том, что Lite Life будет развивать сеть недорогих ресторанов японской кухни, "Бизнесу" рассказал совладелец холдинга Александр Орлов. "Сейчас очень большой спрос именно на такого рода заведения - для публики со средним достатком",- уверен ресторатор. Рестораны будут развиваться под японским брэндом "Тануки", за право на использование которого Lite Life заплатил $150 тыс. одноименной японской сети.
Сейчас уже работают два ресторана "Тануки", а до конца года Орлов откроет еще восемь. В дальнейшем Lite Life планирует открывать по десять "Тануки" в год. Вложения в открытие одной точки составят $500-600 тыс., средняя площадь - 500 кв. м, а средний чек - $15. По словам Орлова, четкой ориентации на центр или на спальные районы при открытии ресторанов не будет: "Сейчас у нас есть и ресторан в самом центре, на Пятницкой улице, и в "спальнике" на Велозаводской",- говорит Орлов.
Холдинг Lite Life был основан в 1998 году, его основной совладелец - ресторатор Александр Орлов. Холдингу принадлежат московские рестораны "Вооkафе", "Желтое море", "Старый Токио", "Гоа", Los Bandidos, а сам Орлов владеет долей в сети ресторанов "Тарас Бульба".
Конкуренты "Тануки" считают, что на московском ресторанном рынке достаточно места для еще одного дешевого проекта. "Несмотря на то, что рынок достаточно заполнен, потенциал в Москве еще есть",- говорит директор по развитию компании "Веста-центр" (владеет сетями "Якитория" и "Гин-но таки") Андрей Озоль. Впрочем, по его мнению, выходить на рынок стало сложнее, чем раньше: "Рынок уже достаточно развит, и идет серьезная конкуренция по качеству". С Озолем согласен директор проекта "Азия кафе" Сергей Семенов, который отмечает, что $500-600 тыс. за точку - адекватные вложения для ресторанов с такой большой площадью. Считает проект перспективным и совладелец ресторана "Сумосан" Александр Волков. "Видимо, Орлов решил заработать - всем известно, что настоящие деньги сейчас делаются только в массовом сегменте",- говорит он.
Исполнительный директор компании "Ресткон" Андрей Петраков, наоборот, сомневается в перспективности проекта. По его словам, рынок не так прост, как раньше, целевая аудитория более фокусирована, и рестораторы ориентируются на людей, понимающих в японской кухне. "Средний чек в $15 по определению предполагает, что в ресторанах будет не настоящая японская кухня, а некий суррогат, и тот, кто в этом понимает,
второй раз туда уже не придет",- говорит Петраков. К тому же, добавляет он, сейчас наступает насыщение японского рынка. "Я бы подходил к расширению предельно аккуратно",- резюмирует эксперт.
С ним не согласен аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков, который уверен в том, что демократичный сегмент в японской кухне почти неконкурентен. "Такая сеть - дополнительный стабильный поток доходов, которые позволят финансировать прибыльные, но рискованные проекты по открытию новых модных элитных ресторанов",- говорит Кочетков. По его мнению, открывать дешевые японские рестораны сейчас надо в спальных районах: "Посмотрите хотя бы на ночные очереди в "Якитории" в Крылатском". А Алексей Тихомиров, управляющий партнер BBPG Consulting, напротив, уверен, что спальные районы для японской кухни бесперспективны. "Суши все равно остаются статусными, а публика со средним доходом, если уж оказалась около дома, то, скорее, пойдет есть домой",- говорит Тихомиров.


Деловая газета "Бизнес"