22.02.2005
Группа "Ист Лайн"

Спасибо родителям. Огромная рентабельность "Ист Лайна" обеспечена безвозмездным взносом владельцев



Елена Мазнева

Феноменальную прибыльность группы “Ист Лайн”, управляющей аэропортом “Домодедово”, обеспечили ее владельцы. Как стало известно “Ведомостям”, они безвозмездно перечислили аэропорту $130 млн. Если бы не эти средства, операционная рентабельность “Ист Лайна” была бы менее 13%, а чистая — менее 3%.

В январе “Ист Лайн” объявил о намерении разместить облигации на 3 млрд руб. Тогда же группа впервые раскрыла отчетность входящих в нее девяти предприятий. Из нее следовало, что доходность группы заметно превосходит конкурентов. Ее выручка за девять месяцев 2004 г. составила 9,5 млрд руб., а чистая прибыль — 3,9 млрд руб. Таким образом, совокупная чистая рентабельность группы составила почти 42%.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что аэропортовый бизнес вовсе не такой прибыльный. По словам руководителя пресс-службы “Ист Лайна” Юлии Мазановой, такую рентабельность группе обеспечили инвестиции ее учредителей. Осенью 2004 г. они вложили в развитие аэропорта 3,7 млрд руб. (около $130 млн). Эти поступления три предприятия группы — “Ист Лайн Хэндлинг” (владеет зданием аэропорта и авиационно-технической базой), Аэровокзальный комплекс “Домодедово” (управляет аэропортом) и “Джет Сервис” (топливно-заправочный комплекс) отразили в своих балансах в строке “внереализационные доходы”. Мазанова уточняет, что эти деньги были проведены в документах как “безвозмездная помощь учредителей”.

Согласно проспекту эмиссии группы, все три компании принадлежат фирме FML Limited, зарегистрированной на острове Мэн. Акционерами самой FML в проспекте названы два резидента острова Мэн — Джэйн Петерс, контролирующая 75% FML, и Шон Каирнс с долей в 25%. Кто они и как стали владельцами “Ист Лайна”, компания не раскрывает. Участники рынка полагают, что они представляют интересы председателя совета директоров группы Дмитрия Каменщика (сама компания этого не комментирует). Мазанова настаивает, что финансовую помощь компании предоставили именно Петерс и Каирнс. По мнению владельцев “Ист Лайна”, такой способ инвестирования проще и дешевле, чем, например, проведение допэмиссии. Дело в том, что деньги вносятся как безвозмездная помощь учредителя и не облагаются налогом. Павел Мамай из “Ренессанс Капитала” подтверждает, что такая схема существует и предусмотрена Налоговым кодексом. Безвозмездная помощь, оказанная юридическим лицом, более 50% которого принадлежит нерезидентам, налогом не облагается. Это подтверждает и финансовый директор аэропорта “Толмачево” Сергей Ченчиков.

Если вычесть эти внереализационные доходы, операционная рентабельность “Ист Лайна” составит средний для российских аэропортов показатель. Ченчиков ждет, что примерно такой будет операционная рентабельность “Толмачево”. У аэропорта “Кольцово” (Екатеринбург), по его отчетности, за девять месяцев 2004 г. она также составила 13%. “Внуково”, как замечает его финансовый директор Наталья Белявская, как и в предыдущие годы, в 2004 г. получило валовой убыток. А “Шереметьево” и без посторонней помощи удалось добиться операционной рентабельности в январе — сентябре 2004 г. около 33%, отмечает представитель компании.

Деньги учредителей, а также 3 млрд руб., которые “Ист Лайн” намерен получить от размещения облигаций, будут потрачены на строительство двух новых терминалов “Домодедово”. Всего компания обещает потратить в ближайшие пять лет около $500 млн — к уже имеющимся $500 млн, которые были вложены в “Домодедово” с 1998 г. Однако какими будут источники этих средств, ясно не вполне. “Ист Лайн” утверждает, что в ближайшие пять лет не будет делать дополнительных заимствований. А прибыль компании, по ее прогнозам, составит $25-30 млн в год.

Планы “Домодедово” амбициозны, но в целом выполнимы, считает аналитик ИК “Проспект” Наталья Одинцова. Хотя в ближайшее время у “Ист Лайна” могут возникнуть дополнительные расходы. Компания арендует у государства аэродромный комплекс “Домодедово” с 1998 г. и, по словам нескольких федеральных чиновников, платит около 10 млн руб. в год за аренду. В 2003 г. государство решило, что условия договора невыгодны для него, и оспорило легитимность документа в суде. После двух неудач 14 февраля оно добилось наконец его расторжения в Федеральном арбитражном суде Московского округа. Сейчас “Ист Лайн” ведет с госорганами переговоры по новому договору, который предполагает повышение арендной ставки.



Ведомости