19.11.2004
ММФР

ГРАН-ПРИ ДОСТАЛСЯ БУТЕРБРОДУ ЗА $ 108 000

Сегодня в Центре международной торговли на Красной Пресне - второй день работы очередного Московского международного фестиваля рекламы. За первым днем работы ММФР с утра до вечера наблюдал обозреватель Sostav.ru Влад ВАСЮХИН.

На стойке регистрации прессы выдали бумажный пакет. На всякий случай уточняю, заглянув внутрь: "Каталог, пресс-релиз, фестивальная газета - все ведь здесь, так?" Милая барышня отвечает: "Ничего там нет. Везут…" "А что же вчера не привезли?!" В пакете болталась лишь спонсорская макулатура, которую за ненадобностью я (и, как выяснилось позже, не только я) быстренько сплавляю в мусор. И, действительно, ни-че-го, что имело бы хоть какое-то непосредственное отношение к 14-му фестивалю и к тому, как на нем ориентироваться, и кто есть кто.
А газету с безобразно оформленными и неполными (без конкурса радиорекламы) списками финалистов подвезут уже ближе к вечеру. Каталог так и не появится. Пресс-конференцию проведут без релизов. А пресс-центр с одиноким компьютером будет девственно чист весь день, даже табличку на дверь не повесят…
Ну, что ж, если бы все шло, как по маслу, это был бы уже не ММФР с его российской безалаберностью и вечным "сойдет и так". Тут и к гадалке ходить не надо: фестиваль стартовал в своем привычном репертуаре, в своей нелучшей форме. И мои скромные прогнозы, опубликованные вчера на Sostav.ru, стали стремительно сбываться уже на пороге.

На 10.30 было назначено выступление Кирилла Смирнова, креативного директора DDB Russia. Из того, что предлагалось в первое фестивальное утро в других аудиториях ("Реальное измерение эффективности рекламных кампаний в Интернете", отчетно-выборная конференция АКАР и "Перспективы развития наружной рекламы"), я предпочел именно его тему: "Как быть креативным". И вот врываюсь, уже опаздывая, в зал, боясь пропустить какой-нибудь дельный совет по поводу развития своих творческих сил, а там - хмурый Кирилл в умопомрачительном свитере и еще десяток энтузиастов. Сидят. Молчат. Чего-то ждут.

Ждали удлинитель, чтобы подключить ноутбук. Минут через 20 технические проблемы счастливо устранили. Забегая вперед, скажу, что и другой выбранный мной мастер-класс - киевского режиссера Виталия Кокошко - тоже из-за сюрпризов с техникой начался с хорошей задержкой. А потом на пресс-конференции полчаса мариновали в ожидании начала. Ждать и догонять - это стиль ММФР.

Что сказать вам о Смирнове? Вы и сами все знаете. Хороший парень. Харизматическая личность. Фотограф. Горнолыжник. Как успешный креатор известен меньше. В первых строках своего выступления Кирилл честно признался, что мысли, которые он будет озвучивать, принадлежат американцу Хью МакЛауду и изложены в его книге "How to be creative", которую Смирнов обнаружил во всемирной паутине и перевел. Рубленые сентенции Хью сопровождались фотографиями самого Кирилла. Сентенции примерно такие: правило первое - игнорируйте всех. Или: когда готов к боли, уже не так больно. Или: не надо выделяться из толпы, толпу надо избегать. Или: игра уже началась, и старые правила уже не действуют! Фразы напоминали жирные сочные мазки на натюрмортах Зураба Церетели, а сам Кирилл - одержимого протестантского проповедника или страстного представителя сетевого маркетинга. Паства внимала. И разошлась под благословение: творите сердцем, пойте своим голосом и у каждого есть свой Эверест.

Мастер-класс режиссера Кокошко назывался "Кино про кино". В кромешной тьме Виталий изредка что-то комментировал, но в основном за него говорил экран, где шли репортажи про то, как он снимает свои ролики.
Что сказать вам о Кокошко? Вы и так все знаете. Хороший парень. Харизматическая личность. Одессит. Путешественник. Лауреат фестивалей. Заглянуть на его режиссерскую кухню было любопытно. Правда, смутил сюжет про то, как проходил кастинг для рекламы воды "Трускавецкая". Маленькие мальчики по просьбе дяди-режиссера и по воле дяди-сценариста, глядя на дядю-оператора, по очереди задавали чудовищный вопрос: "Бабушка, а когда ты умрешь?" Знаю, что в зале нашлись люди, которых этот кастинг сильно возмутил - переживали за психику малышей…

Еще в первый день удалось немного послушать работающего в Риге швейцарца Рене Фишера, креативного директора Red Cell Latvia. Немного потому, что Фишер выступал одновременно с Кокошко. Тема его лекции - "Как убить идею. Курс из 12 уроков". Если Кирилл Смирнов (словами Хью МакЛауда) призывал нас рисковать и творить изо всех сил, то Рене давал иные советы: работайте по правилам, бойтесь всего, идите на компромисс… и тогда точно убьете свою идею.

Разумеется, не мог я пропустить пресс-конференцию, где рекламистов было в несколько раз больше журналистов, и не мог не задать организаторам пару-тройку вопросов, включая свой любимый - про международность ММФР. Директор Елена Нарышкина, как обычно, не имея под рукой и вообще, по-моему, не имея фестивальной статистики, начала напряженно перечислять страны-участницы: Германия, Ливан, Бразилия, Лондон (да-да, именно, так!), Словения, Польша, Хорватия, Болгария и "все страны бывшего СССР". "Даже Туркменистан?" - вежливо поинтересовался ваш корреспондент, вызвав оживление в зале. "Нет, - почуяв подвох, всерьез засомневалась Елена. - Вот Туркменистан-то, кажется, и не участвует…"

А сколько всего иностранных работ было представлено и сколько конкретно от каждой страны - такой "сложный" вопрос устроители просто игнорировали. "Неужели она не понимает, что креативное соревнование стран - одна из главных фестивальных интриг?" - пожал плечами сидевший рядом со мной директор Киевского фестиваля рекламы Максим Лазебник. Могу его понять: недавно в Портороже, на "Золотом барабане", мы все с интересом следили, какая же страна, какое агентство вырвется вперед. Это как Олимпиада. В Москве же этой интриги нет, да и не было никогда.

О чем вы, если они даже итоговые цифры озвучивают, округляя: на конкурс телерекламы в этом году представлено 460 работ, печатной рекламы - 650, радио - 250, этикетки и упаковки - 250, Интернет-рекламы - более 300. И лишь на новый конкурс медиа-проектов - "то ли 54, то ли 56", потому что, как сказала Нарышкина, "еще подвозили".

После пресс-конференции мы перетекли в концертный зал, где началась церемония награждения. Вели ее Иван Ургант и Ольга Шелест. Они безжалостно перевирали названия рекламных агентств и местами довольно смешно шутили. Сцена была оформлена красиво: кафедру ведущим заменил… модный мусорный контейнер. Появились сейчас в Москве такие блестящие с отверстиями для разных видов отходов металлические ящики. Блики от контейнера весь вечер били публике по глазам. Иногда на сцену выходили странные бомжеватого вида персонажи и рылись в этой мусорке. Появление очередной безмолвной старушки Ургант прокомментировал так: "Людмила Марковна! Вам - в "Метелицу"!

А раздавали вчера награды трех конкурсов - "Печатная и наружная реклама", "Этикетка и упаковка", "Радиореклама".

Главная интрига, разумеется, Гран-при за лучший принт. Жюри под руководством Майка Гибсона, креативного директора Grey Worldwide Russia, отдало пальму первенства, на мой взгляд, весьма скучной работе - серии "Стоимость плохой рекламы". Ее московское агентство Leo Burnett сделало по заказу журнала "Индустрия рекламы".



Стоимость плохой рекламы



"Индустрия рекламы" - хорошее издание, интересное, принципиальное и умное, но вся его самореклама с самого начала у меня лично вызывала стойкое ощущение какой-то постности. Такое, знаете ли, вегетарианское кафе с блюдом "ложный заяц". Нет драйва, нет куража, нет "неправильности". В общем, как в том классическом стихотворении про дистиллированную воду. И новый труд Михаила Кудашкина и его команды - не исключение. Эта кампания - "Мы хотим, чтобы рекламу хотели" - бесспорна по сути и, возможно, даже оригинальна по мысли, но очень уж скучна по воплощению.

На мой субъективный взгляд, в конкурсе имелись более достойные Гран-при работы. К примеру, получивший "золото" "Чебурашка" (LMH Consulting для медицинского центра "Сан Лазар"). Или блестящая кампания "15 лет с "Коммерсантом".

Коммерсантъ

Коммерсантъ

Коммерсантъ

Интересно, как отреагирует на свой триумф сама "Индустрия рекламы". Не секрет ведь, что руководимый Натальей Семиной журнал находится в весьма неважных отношениях с ММФР: ни мира, ни войны, ни дружбы. По-моему, вчера в ЦМТ даже не было журналистов из "ИР". Будут ли коллеги гордиться победой на фестивале, которому они отказывали в информационной поддержке и о котором писали весьма скупо или не писали вовсе? Посмотрим…

Закончилось все фуршетом. На этот раз выпивку перенесли в тесный ресторан "Континенталь". Еды было мало, она быстро кончилась (фестиваль проходит без генерального спонсора, режим экономии на всем, включая бейджи, которые даже не заламинировали!)

Но дело даже не в скромном количестве тарталеток (на ночь есть вредно!). Неприятно поразило наличие в тесном, как было уже сказано, зале VIP- зоны, отделенной красным канатом и охраняемой на глазах у всех (от кого?!) двумя бодигардами. "Обезьянник" - так, может быть, грубо, но точно назвал эту зону один из моих коллег. Такого демонстративного и вульгарного разделения гостей, делегатов и прочих приглашенных я не видел ни в Каннах, ни на других международных фестивалях. Причем вне этой пресловутой VIP-зоны почему-то оказались и члены жюри, и свежеиспеченные победители. Я, разумеется, тоже не имел надлежащего "вездехода", но, конечно, за канат прошел: провели VIP-друзья. И там я спросил у своего старого доброго знакомого Владимира Филиппова, президента "Авроры" и одного из шести соучредителей ММФР, не кажется ли ему все это пошлым, непрофессиональным, нестильным и не пора ли, наконец, заняться фестивалем всерьез?


Выставка конкурсных работ



Пресс-конференция:
председатель жюри конкурса радиорекламы
АлександрПолесицкий
(Европа плюс),
директор фестиваля Елена Нарышкина,
президент ММФР Игорь Янковский



Виталий Кокошко (в центре) и друзья




Ведущие церемонии Ольга Шелест и Иван Ургант



Друзья встречаются вновь:
создатели радиорекламы ИгорьМельников (Саратов)
и Гор Григорян (Ереван)



Приз вручается компании Depot WPF