27.10.2004

Мифы мыльной пены. Какой порошок стирает лучше



На телевизионных экранах идет настоящее мыльное сражение. Пять крупнейших международных корпораций и несколько российских производителей пытаются убедить зрителя, что их стиральный порошок самый лучший. При этом в ход идет немало мифов. Производители дорогих порошков говорят о чудо-формулах, а фабриканты дешевых - о том, что все порошки одинаковые, не стоит платить больше, если не видно разницы. Разобраться с этими мифами читателям "Известий" поможет тест популярных стиральных порошков, проведенный в Центральном научно-исследовательском институте бытового обслуживания населения (ФГУП ЦНИИбыт).

С точки зрения производителя моющих средств, жители России - жуткие грязнули. В год они потребляют 3,4 кг стирального порошка. Это в два с половиной раза меньше гигиенической нормы (7-8 кг) и раз в двадцать меньше, чем изводят на стирку жители Англии и Франции. Поэтому мировым гигантам бытовой химии есть за что побороться, реклама продукции корпораций Procter&Gamble, Henkel , Unilever, Benckiser не сходит с телевизионных экранов. В основном рекламируются стиральные порошки высшей ценовой категории (35-40 рублей за пачку 450 г) и средней (25-30 рублей). В основе рекламной идеи - знание производителем какой-то особой формулы, которая позволяет добиться безупречных результатов стирки. Производители порошков низшей ценовой категории (20-25 рублей за пачку) утверждают, что порошок - он и есть порошок и дешевый стирает ничуть не хуже, чем дорогой. Специалисты-химики видят резон в доводах обеих сторон:

- Несмотря на заявления производителей, никаких революционных событий в мире стиральных порошков не происходит, - утверждает кандидат химических наук Петр Образцов. - И это неудивительно - современные порошки содержат в основном одни и те же вещества: фосфаты, соду, поверхностно-активные соединения, отбеливатели, антивспениватели (их добавляют в порошки для автоматических стиральных машин), иногда ферменты и некоторые другие компоненты. Химия - довольно консервативная наука, и на какие бы ухищрения ни пускались специалисты фирм-производителей, все равно, например, самыми сильными отбеливателями и в третьем тысячелетии останутся хлор да перекись водорода. Поэтому рекламные заклинания о необычайных свойствах порошков оставим на совести изготовителей. Основная характеристика порошков - их моющее действие - зависит, в сущности, от тщательности подбора и смешивания компонентов и их химической чистоты.

Вот это самое моющее действие, оказывается, можно измерить точно. Рассказывает Татьяна Баланова, директор научно-испытательного центра "Химчистка" ЦНИИбыта:

- Для испытания моющих средств существуют специальные методики, позволяющие объективно определить, какой порошок отстирывает грязь лучше. Делается это так. Сначала белую хлопчатобумажную ткань пачкают специальным загрязнителем. В него входят сажа, подсолнечное масло, казеин и другие вещества. Это так называемый пигментно-масляный загрязнитель. Есть стандартная смесь, имитирующая белковое загрязнение, - в нее входит гематоген. Потом загрязненную ткань стирают в машине и сравнивают на специальном приборе - рефрактометре - коэффициенты отражений света: от исходной белой ткани, ткани после загрязнения и ткани после стирки. Чем эффективнее порошок, тем белее ткань, тем выше эффективность стирального порошка.

Именно по такой методике специалисты научно-испытательного центра "Химчистка" испытали наиболее популярные стиральные порошки из разных ценовых категорий (испытания проводились по заказу Центрального института экспертизы, стандартизации и сертификации). Все порошки были предназначены для автоматических стиральных машин.

Испытанные порошки, за исключением "Зифы" из Стерлитамака, обладали достаточной эффективностью отстирывания, т.е. превышающей норматив в 30%. Наилучшие результаты (эффективность отстирывания 65-75%) показали порошки Persil и Ariel. Первый, Persil, стал чемпионом в стирке в воде умеренной температуры (60 градусов), второй порошок показал хороший результат при стирке в очень горячей воде (90 градусов). "В целом по своим функциональным особенностям по отношению к пигментно-масляному загрязнению оба порошка не уступают друг другу", - утверждает на основании результатов испытаний Татьяна Баланова. Порошок "ОМО" хоть и принадлежал к высшей ценовой категории (38-40 рублей за пачку), но при стирке показал результат, заметно отличающийся от лидеров наших испытаний. Сравните: эффективность отстирывания при 60 градусах порошком Persil составила 64%, а порошком "OMO" - 52%.

Такие же результаты (эффективность отстирывания - 50-55%) показали порошки средней ценовой категории Lanza (28 рублей за пачку) и "Аист" (26 рублей), причем эксперты отметили, что повышение температуры с 60 до 90 градусов не приводит к серьезным отличиям в результате. "Поэтому этими порошками экономичнее стирать при пониженной температуре", - добавляет Татьяна Баланова.

Турецкий порошок Bingo (20 рублей за пачку) и отечественный "Биолан" (18 рублей) показали невысокие результаты, эффективность отстирывания едва превышала норматив в 30%. Вместе с "Зифой" эти стиральные порошки входят в категорию самых дешевых. Так что на вопрос, зачем платить больше, если не видно разницы, мы, наконец, получил ответ. Разницы нет только в телевизоре, а на рефрактометре она видна очень хорошо.

Результаты испытаний стиральных порошков (программа стирки № 3)





НаименованиеТемпература стирки, оСОтстирываемость, %
Persil6064
Ariel6063,9
Lanza6055,7
OMO6052
Aист4051,2
Биолан*4038,5
Bingo6036,7
Зифа5016,3
* - белковое загрязнение

Источник: Научно-испытательный центр "Химчистка", ЦНИИбыт

Результаты испытаний стиральных порошков (программа стирки № 2)

НаименованиеТемпература стирки, оСОтстирываемость, %
Ariel9076,1
Persil9074,7
OMO9069,4
Lanza9057
Aист6054,8
Bingo9039
Зифа9028,1
Источник: Научно-испытательный центр "Химчистка", ЦНИИбыт

Известия