28.09.2004

"Ночной дозор" выдвинут на "Оскар"



«Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова представлен российским оскаровским комитетом для участия в конкурсе на «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Американские киноакадемики наверняка номинируют его тоже.

Выдвижение вампирской саги Тимура Бекмамбетова на оскаровскую номинацию выглядит столь логично, что неожиданное здравомыслие компании со звучным названием Оскаровский комитет Национальной академии кинематографических искусств и наук России просто пугает. Долгое время решение, какой фильм будет выдвинут от страны, принималось с учетом самых странных соображений: личных отношений, влияний кланов и прочей суеты – скандал с невыдвижением «Кукушки», которой были гарантированы серьезные перспективы в Америке, до сих пор остается прискорбной страницей в истории кино России.
Последние годы казалось, что российский оскаровский комитет просто коротает время в ожидании момента, когда Никита Михалков снимет «Утомленные солнцем-2».

Продолжалось все это мракобесие не так уж долго – пять лет, если быть точным. В 1996 году Михалков вполне заслуженно получил «Оскара» за «Утомленных солнцем». В 1997 «Кавказский пленник» был номинирован Американской киноакадемией на «Лучший зарубежный фильм». В следующем году то же самое произошло с фильмом «Вор». Все выдвинутые ленты имели шансы на победу и уже поэтому, независимо от вкусов, были достойны представлять страну.

Большего номинационная комиссия сделать не могла. Аппендикс чисто американской премии «Оскар», в котором номинируются фильмы на неанглийском языке, – страннейшее сборище парадоксов. Решения в этой номинации принимаются исходя и самых различных факторов: конъюнктуры в международной политике, очередности народов, дабы не показаться пристрастными, пафоса поддержки «братьев меньших», навязчивого желания оскаровских академиков быть непредсказуемыми и коммерческих соображений, разумеется. В 2001 году «иностранный» «Оскар» получил «Крадущийся тигр, невидимый дракон» – достойное во всех отношениях кино, обладающее к тому же хорошим коммерческим потенциалом. На следующий год академики с треском прокатили коммерческую и очаровательную «Амели», чтобы вручить приз хорошей, но не блестящей боснийской ленте о войне «Чужая земля». Та же история произошла год назад, когда приз отошел красивой и вялой ленте «Нигде в Африке» в ущерб «Герою» Чжана Имоу – фильму, который недавно две недели возглавлял американский бокс-офис.
С «Дозором» ситуация достаточно ясная – быть ему в шорт-листе.

Теперь за этим проектом стоит могущественная 20th Century Fox, которая намерена финансировать создание «Сумеречного дозора», обладает правом на прокат «Ночного» и «Дневного дозоров», а так же приобрела права на создание римейков. Это означает лоббирование «дозорных» интересов. Речь даже не идет о коррупции. Просто никто всерьез не предполагает, что академики, решающие, какие из выдвинутых странами – производителями фильмов попадут в оскаровский конкурс, смотрят все картины. Теперь будет кому их убедить присмотреться к ленте из России.

Даже для консервативного «Оскара» номинация «Лучший фильм на неанглийском языке» выглядит крайне реакционной – здесь любят большое пафосное кино с чувствами и моралью. Шансов на победу у залихватского «Дозора» мало, зато шансы на номинацию – вполне реальные. Этого было бы вполне достаточно. А там, глядишь, и Михалков подоспеет.

Газета.RU