23.09.2004

Вопрос репутации. Citigroup восстанавливает имидж



Робин Сайдел
Эндрю Морс

Проблемы Citigroup в Японии могут негативно отразиться не только на имидже, но и на бизнесе компании. Отзыв лицензии у подразделения по работе с частными клиентами уже заставил некоторых аналитиков и клиентов задуматься о перспективах Citigroup.


17 сентября японское Агентство по финансовым услугам отозвало лицензию Citibank N.A., местного подразделения Citigroup по работе с богатыми клиентами. Его сотрудники вводили клиентов в заблуждение относительно рисков, связанных с инвестиционными продуктами, ставили покупку определенных инструментов условием предоставления кредитов, не блокировали проведение операций, выглядевших как отмывание денег. На полученные в Citibank N.A. кредиты некоторые клиенты проводили операции по манипулированию акциями и др. Подразделение должно прекратить работу к 30 сентября 2005 г.

По оценкам аналитиков, японское подразделение принесло в прошлом году около $90 млн. Это капля в море той прибыли

($17,9 млрд), которую компания получила в 2003 г. Всего на долю операций с богатыми клиентами по всему миру пришлось 3% совокупной прибыли.

Однако репутация Citigroup, и без того пострадавшая в последние годы из-за конфликта интересов между аналитическим и инвестбанковским подразделениями и помощи Enron в организации мошеннических схем, снова оказалась подорванной. С момента отзыва лицензии акции Citigroup упали на 3%, а ее капитализация уменьшилась на $8 млрд. “Это чувствительный удар по репутации — в этом нет никаких сомнений”, — уверен Ричард Стросс, аналитик Deutsche Bank.

Гай Мошковски, аналитик Merrill Lynch, в понедельник снизил рекомендацию по акциям Citigroup с “покупать” до “держать”, полагая, что случай в Японии может повлиять на бизнес Citigroup во всем мире. “Репутация в секторе финансовых услуг — это все, а Citi прилагала много усилий, для того чтобы обеспечить уверенность [клиентов] в Японии и других странах”, — написал Мошковски в своем отчете. Агентство Moody's Investors Service на этой неделе подтвердило рейтинг компании (Аа1), но заявило: “Если Citigroup хочет добиться повышения [рейтинга] в будущем, ей необходимо сохранять консервативную, этическую, благоразумную [корпоративную] культуру и избегать серьезных нарушений регулирующих норм”.

“Это не вопрос прибыли, это вопрос имиджа”, — говорит Джефф Харт, аналитик небольшого инвестбанка Sandler O'Neill & Partners. Он, однако, советует клиентам использовать спровоцированное событиями в Японии падение акций Citigroup для покупки, положительно оценивая потенциал их роста.

Аналитики и конкуренты Citigroup в Японии сейчас внимательно следят за тем, не станут ли клиенты Citigroup и аффилированных с нею фирм, например брокерской компании Nikko Citigroup, переходить в другие компании. Японские клиенты обычно чураются компаний, имеющих проблемы с регулирующими органами. Так, в конце 1990-х гг. многие стали уходить из крупнейшей брокерской компании страны Nomura Securities, уличенной в вымогательстве. Nomura стала терять заказы на размещение ценных бумаг, проведение сделок с ними, консультационные услуги. Так что Citigroup, 9000 сотрудников местного подразделения которой занимаются также розничным банковским бизнесом и операциями с ценными бумагами, важно быстро восстановить свою репутацию в Японии. Эта страна является для компании одним из крупнейших зарубежных рынков, где в 2003 г. Citigroup заработала $742 млн (4% от совокупной прибыли).

Недавно Citigroup создала подразделение, которое будет следить за соблюдением корпоративных и регулирующих норм в отделениях компании по всему миру. Аудиторский комитет Citigroup будет рассматривать отчеты о деятельности этого подразделения четыре раза в год. А начиная с IV квартала все сотрудники должны пройти курсы по этике. (WSJ, 22.09.2004, Михаил Оверченко)



Ведомости