22.09.2004

Бороться с матом выгодно. Выяснили белгородские власти



Анна Николаева

Борьба с дурными привычками может оказаться хорошим подспорьем для регионального бюджета. В этом убедились власти Белгородской области, которые этим летом решили дать бой сквернословию. Правда, чиновники из других регионов воспользоваться передовым опытом не спешат, а эксперты считают эту затею юридически уязвимой.

Войну матерщинникам объявил губернатор Белгородской области Евгений Савченко, который в июне подписал программу “по искоренению сквернословия в молодежной среде”. Как рассказывает замначальника департамента социальной политики обладминистрации Павел Беспаленко, программу готовили чиновники, представители Белгородской и Старооскольской епархии, молодежного отделения партии “Единая Россия” и другие общественные деятели.

Бороться с матом на Белгородчине решили с помощью наружной рекламы, радио и телевидения. По словам Беспаленко, всего придумано 15 слоганов, среди которых “Мат — не наш формат”, “Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться”, “Вы шикарны и роскошны, если с речью осторожны”.

Бюджет программы — 1,1 млн руб., причем проект оказался самоокупаемым. Обладминистрация решила воспользоваться статьей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которая классифицирует “нецензурную брань в общественных местах” как “мелкое хулиганство”. За это предусмотрен штраф от 500 до 1500 руб. или “административный арест на срок до 15 суток”. Чтобы милиционеры не ленились собирать штрафы, администрация решила отдавать им 30% от собранного. Еще 40% поступает в муниципалитеты, а 30% — в областной фонд укрепления правопорядка.

С 15 июля по 15 сентября милиционеры собрали с матерящихся в казну 511 831 руб., рассказывает Беспаленко. По его данным, милиционеры составили 1931 протокол, большинство из них (1644) — на молодых людей до 30 лет. Размер штрафа определяется милиционером “по ситуации” в вилке, установленной КоАП. “Одно дело, когда подростки матерятся в своей компании, а другое — когда при этом присутствует ветеран войны”. Ругаться при ветеране стоит дороже, говорит чиновник.

Экономисты отнеслись к идее белгородцев с пониманием. “В результате бесконечной реформы по разграничению полномочий между уровнями власти муниципалитетам катастрофически не хватает средств и постоянно приходится искать дополнительные источники доходов”, — говорит доцент экономического факультета МГУ Магомет Яндиев. “По нашим оценкам, в 2004 г. доходы по региональным и местным налогам составят лишь чуть более 5% от общей суммы налоговых доходов [в России], — добавляет директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. — Поэтому за белгородских чиновников, которые нашли способ заработать деньги для бюджета, можно только порадоваться”. Главное, по мнению Курляндской, — чтобы это не привело к сокращению трансфертов, получаемых областью из федерального бюджета.

Впрочем, в других регионах использовать белгородское ноу-хау не спешат. “Конечно, бороться с матом нужно, но только не кнутом, а пряником, — говорит мэр Королева Александр Морозенко. — Я бы обошелся без штрафов”. А замгубернатора Новгородской области Арнольд Шалмуев считает, что искоренять мат, который “всегда присутствовал в русском языке”, бессмысленно. “В первую очередь надо заниматься тем, чтобы человек мог нормально поесть и попить”, — говорит Шалмуев.

В один прекрасный момент белгородский эксперимент может споткнуться о судебные разбирательства, считают эксперты. “Если дойдет до суда, доказать нарушение будет непросто, — полагает юрист компании "Объединенные консультанты ФДП" Александр Костин. — Ведь помимо самого факта произнесения ненормативной лексики придется доказать, что человек ругался с целью оскорбления или демонстрируя явное неуважение к обществу”. А профессор МГУ, доктор культурологии Владимир Елистратов не понимает, как милиционеры определяют принадлежность того или иного слова к матерному, “ведь можно, например, заменить одну из букв матерного корня”. “Слово "б…" присутствует во многих словарях — этимологическом, словаре древнерусского языка. Как можно запретить использование таких слов в быту? — недоумевает профессор. — Можно составить список "запрещенных слов", но тогда он будет расширяться до бесконечности”. Елистратов убежден, что распространение белгородской практики на другие регионы повлечет за собой “массу судебных исков”.



Ведомости