12.08.2004


Bosch уступил Заводу им. Тарасова. Контракт на поставки стартеров и генераторов для "Калины"



Глеб Столяров

Самарский Завод им. Тарасова обошел своего немецкого конкурента фирму Bosch и будет единственным поставщиком стартеров и генераторов для вазовской “Калины”. В этом году ЗиТ поставит комплектующие для пилотной партии, а в 2005 г. рассчитывает заключить договор на поставку стартеров и генераторов на все 50 000 автомобилей.


Завод им. Тарасова (ЗиТ) входит в группу компаний “Тадем”. Выпускает комплектующие и запчасти для “АвтоВАЗа”, Горьковского автомобильного завода, Ульяновского автомобильного завода, КамАЗа, Павловского автомобильного завода, Минского автомобильного завода, Заволжского моторного завода, “Волжских моторов”, Минского и Владимирского тракторных заводов. Поставляет генераторы и стартеры для всего модельного ряда “АвтоВАЗа”. По отчетности ФКЦБ, выручка ЗиТа в 2004 г. составила около 2,4 млрд руб. Основными акционерами ЗиТа являются Торговый дом “МФ Тадем” (48,45%) и Elli Industries Holding (42,83%), аффилированная с группой компаний “Тадем”. В состав группы компаний “Тадем” входят предприятия по выпуску комплектующих для автопрома Завод им. Тарасова, “Балаковорезинотехника”, “Волжскрезинотехника”, Московский завод автотракторной электроаппаратуры, ТД “Тадем”. Группа стала основным собственником ЗиТа в 2001 г.

Завод им. Тарасова получил от “АвтоВАЗа” заказ на поставку стартеров и генераторов для всей программы “Калина”. Об этом сообщил “Ведомостям” вице-президент группы компаний “Тадем” Олег Новиков.

Как пояснил гендиректор ЗиТа Вячеслав Кириенко, техническое задание на разработку стартеров и генераторов для “Калины” получили две компании — Bosch и ЗиТ, но руководство “АвтоВАЗа” сделало выбор в пользу ЗиТа. В этом году будет выпущена продукция для комплектации всех 800 автомобилей, а в 2005 г. планируется выйти на объем 50 000. По словам Кириенко, договор поставок на следующий год будет заключен осенью 2004 г.

Начальник технологического управления комплектующих изделий “АвтоВАЗа” Геннадий Пименов подтвердил информацию об отказе автозавода от закупки стартеров и генераторов Bosch в пользу ЗиТа. По мнению сотрудника управления автозавода Виктора Пуряева, одна из причин — разница в цене. По его словам, стартеры и генераторы ЗиТа примерно на 25% дешевле продукции Bosch.

Однако начальник отдела запчастей компании — дилера “АвтоВАЗа” “Самара-Лада” Владимир Кудасов считает, что у стартеров и генераторов обеих компаний — ЗиТ и Bosch — удовлетворительное соотношение цена-качество.

В компании “Тадем-Авто”, которая реализует продукцию ЗиТа на вторичном рынке в Самаре, сообщили, что стартер для 10-го семейства стоит 1260 руб., а генератор — 1550.

По информации Новикова из “Тадема”, сейчас Bosch поставляет стартеры и генераторы примерно на 50 000 машин 10-го семейства в год и получит аналогичный заказ на 2005 г.

В российском представительстве Bosch от комментариев отказались, сославшись на отсутствие генерального директора. Однако менеджер саратовского завода “БОШ-Саратов” на условиях анонимности сказал, что сотрудники компании недовольны решением “АвтоВАЗа”. По его словам, на совещании по качеству на “АвтоВАЗе” в феврале этого года руководство автозавода высказывало претензии к качеству стартеров Завода им. Тарасова, но тем не менее предпочло его стартеры и генераторы продукции Bosch. “Самарский завод, — говорит менеджер, — находится в более выгодном положении по сравнению с Bosch, потому что у него есть возможность лоббировать свои интересы напрямую через руководство автозавода. А Bosch этим не занимается”.

Участники рынка неоднозначно оценивают выбор “АвтоВАЗа”. Сотрудник одной из самарских компаний — дилеров “АвтоВАЗа”, пожелавший остаться неназванным, утверждает, что главная проблема продукции ЗиТа — неблагоприятный имидж, сложившийся на рынке несколько лет назад из-за частых отказов по вине его поставщиков. “Сейчас отказов значительно меньше, — признает он, — но по сравнению с продукцией Bosch качество продукции ЗиТа ниже”, — говорит он.

По мнению директора самарского филиала инвестиционной компании “Тройка Диалог” Юрия Белонощенко, выбор в пользу Завода им. Тарасова продиктован стремлением “АвтоВАЗа” сконцентрироваться на снижении себестоимости новой модели. “Но потребитель хотел бы видеть в "Калине" комплектующие более высокого качества, чем, например, в "десятке", — говорит Белонощенко, — тем более, что цена на "Калину" пока слишком высока для этой модели”.


“КАЛИНА” НА ПОДХОДЕ

Серийная сборка “Калины” (Lada 1118), по планам руководства “АвтоВАЗа”, начнется 18 ноября 2004 г. К пилотной сборке этой модели на опытно-промышленном производстве “АвтоВАЗа” приступили в апреле 2004 г. До конца года будет выпущено 800 автомобилей этой марки, в 2004 г. планируется выпустить 40 000-50 000 машин, а к 2007 г. выйти на проектную мощность — 220 000 машин в год. Цена новой модели составит от $6000 до $7000 в зависимости от комплектации.
Общая стоимость проекта “Калина” составляет около $800 млн.



Ведомости