05.08.2004

Больше развлечений и журналов будет в России, если поверить прогнозам PwC о развитии медиарынка



Анфиса Воронина

Кинопроизводство, телевидение и издание журналов в ближайшие пять лет будут самыми быстрорастущими секторами российской индустрии СМИ и развлечений. К таким выводам пришли эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC) в своем ежегодном исследовании мирового медиарынка. Игроки рынка упрекают исследователей в “излишнем консерватизме”.


Международная аудиторская и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers ежегодно оценивает доходы медиарынка и индустрии развлечений. Под доходами отрасли исследователи понимают совокупные траты покупателей на медиапродукцию и развлечения. В нынешнем году компания подготовила еще и прогноз развития мировой индустрии развлечений и СМИ на 2004–2008 гг., в котором рассмотрены перспективы 14 основных сегментов этого рынка в пяти основных регионах. В расчетах PwC учитывает данные отраслевых ассоциаций, государственную статистику, публикации в СМИ и другие отраслевые источники. Затем строится математическая модель, которая количественно учитывает набор факторов – экономических, демографических, технологических и др. – с точки зрения их влияния на индустрию.

В 2003 г. эксперты PwC впервые после трехлетнего спада зафиксировали рост мирового медиарынка и индустрии развлечений. Всю индустрию в прошлом году они оценили в $1,2 трлн. К 2008 г., по их прогнозу, ее оборот вырастет до $1,7 трлн (в среднем 5,7% роста ежегодно), причем наибольший рост ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе — по 9,8% в год.

Российский рынок авторы доклада считают самым динамичным среди регионов Восточной Европы, Среднего Востока и Африки, которому эксперты предрекают рост в 5,5% в год (с $420 млрд до $549 млрд). Оценки общего объема российского рынка ни в прошлом году, ни к 2008 г. в докладе не содержится. Однако, если сложить показатели по основным сегментам, получится, что в 2003 г. объем российского рынка медиа и развлечений составлял $6,5 млрд (с учетом затрат на доступ в Интернет, книгоиздание и т. д.), а к 2008 г. приблизится к $10 млрд.

Для региона Восточной Европы, Среднего Востока и Африки PwC считает наиболее перспективными рынки развлекательных программ, нетрадиционных телевизионных услуг, интернет- и видеоигр. Но российская индустрия развлечений и медиа, ожидает PwC, будет развиваться за счет других сегментов. Лидером по темпам роста в ближайшую пятилетку должна стать киноиндустрия (в том числе посещение кинотеатров, покупка и прокат фильмов на различных носителях). В прошлом году объем российского рынка кино достиг $552 млн, увеличившись на 35,3%. К 2008 г. PwC прогнозирует двукратный рост. Второй по темпам роста сегмент медиарынка — издание журналов. С 2000 г. его объем рос в среднем на 30% в год и в 2003 г. составил $365 млн. К 2008 г. PwC ожидает роста до $541 млн.

Участники кинорынка расходятся в оценках прогнозов PwC. Кирилл Иванов, замгендиректора компании “Синема Парк”, владеющей крупным столичным кинотеатром и планирующей экспансию в регионы, называет цифры “абсолютно корректными”. По его мнению, все предпосылки для роста рынка кинопроката есть и помешать удвоению его объема может только ухудшение общей экономической ситуации. Правда, удвоение к 2008 г. он считает “оптимистичным прогнозом”. Продюсер Сергей Члиянц, наоборот, считает, что корректно оценить российскую киноиндустрию практически невозможно: по количеству проданных билетов можно судить лишь о посещаемости, а это — верхушка айсберга, основание которого остается под водой.

Издатели журналов согласны с оценками PwC — они прогнозировали, что российский журнальный рынок замедлит рост, но по итогам первого полугодия ожидания не оправдались, говорит президент издательского дома Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев. По его мнению, объем российского журнального рынка вполне может удвоиться к 2008 г.

Но и телевидение не планирует отставать от журналов и кино. Хотя рынок телевизионной рекламы ждет снижение темпов роста (в 2003 г. он вырос на 38% по сравнению с 2002 г. и составил $1,05 млрд, а в этом году эксперты ждут роста всего на 23,8% до $1,3 млрд), к 2008 г. PwC прогнозирует его удвоение.

Телевизионщики уверены, что PwC оценивает их перспективы слишком скромно. В докладе учтен только федеральный телевизионный рынок, обращает внимание Сергей Васильев, гендиректор группы компаний “Видео Интернешнл” (продает рекламу на “Первом канале”, “России”, СТС и еще нескольких телеканалах). Если же добавить к ним доходы от продаж рекламы на региональном ТВ, то уже в этом году объем рынка будет равен $1,6 млрд, а в следующем перевалит за $2 млрд. Александр Роднянский, президент Story First Communications (основной актив — телеканал СТС), считает, что специалисты PwC “излишне консервативны”. По его мнению, все указанные цифры достижимы уже в 2007 г.

В целом же пропорции роста лидирующих сегментов “абсолютно верны”, говорит Роднянский. По его мнению, именно эти три отрасли — телевидение, журналы и кино — самые эффективные рекламоносители для массовой аудитории, поэтому здесь и стоит ждать самого активного развития.

Впрочем, не стоит недооценивать и мировые тенденции, считает партнер консалтинговой компании Deloitte Геннадий Камышников. По его мнению, локомотивом, который мог бы потянуть за собой развитие и смежных отраслей, станет индустрия электронных развлечений — видеоигр и т. п. “Это мировая тенденция, и российские компании, специализирующиеся на играх, уже начали экспансию на внешние рынки. Это хороший знак”, — говорит он.



Ведомости