20.07.2004


Ни доли, ни прибыли



Финская компания Nokia получила еще один чувствительный удар. Акции мирового лидера по производству мобильных телефонов упали до рекордно низкого уровня 1998 г.

Полоса неудач, в которую финская фирма попала в последний год, похоже, не имеет конца. Минувшая неделя преподнесла Nokia еще один жестокий урок: акции компании упали до рекордно низкого за последние шесть лет уровня. Даже во время неожиданно лопнувшего в начале текущего десятилетия мирового высокотехнологичного пузыря акции финской компании стоили дороже, чем теперь, когда во всем мире интерес к мобильным телефонам и покупательская способность населения восстановились и продолжают расти.

Котировки Nokia рухнули на 13,7% после того, как компания обнародовала итоги второго квартала и прогнозы продаж на третий. Во втором квартале Nokia сократила продажи на 13%, а ее рыночная доля упала почти на 6%. Доходы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года понизились на 5% – с €7,02 млрд до €6,64 млрд; норма операционной прибыли подразделения по производству мобильных телефонов упала с 27,2% до 19,1%.

Ухудшение финансовых показателей было вызвано снижением цен на модельный ряд компании по некоторым позициям весьма существенное – в апреле, к примеру, сразу несколько моделей подешевели на 25%. Эта мера была предпринята руководством компании для предотвращения потери доли на рынке. До сих пор этот показатель является самым главным в табели о рангах производителей мобильных телефонов, и за каждый процентный пункт между ними идет жестокая борьба. Однако избранная стратегия пока не принесла лидеру рынка успеха. Теперь у Nokia сокращается не только рыночная доля, но и доходы.

Как прокомментировал ситуацию глава Nokia Йорма Оллила, рыночная доля компании во втором квартале составила примерно 31%, против 32% в первом квартале (а год назад она равнялась 37%). Впрочем, в реальности эти цифры, наверняка, еще ниже – ведь независимые оценщики, как, например, исследовательская компания Gartner, оценивали долю Nokia по итогам первого квартала в 28,9%.

Тем не менее Оллила излучает оптимизм и утверждает, что рыночная доля Nokia во втором квартале начала стабилизироваться – и как раз благодаря «успешной» ценовой политике. Этой же стратегии фирма останется верна и в дальнейшем. «Мы продолжим на избирательной основе использовать ценовую политику и ставить своей целью повышение конкурентоспособности нашего портфеля продукции ради увеличения нашей доли на рынке мобильных телефонов с его очень высокой конкуренцией», – говорит президент Nokia.

Любопытно, что всего месяц назад Оллила на мировой презентации новых аппаратов, которая прошла одновременно в Хельсинки и Сингапуре, стратегической задачей компании назвал достижение рыночной доли в 40%. Правда, тогда он ничего не говорил о ценовой политике, а делал упор на появлении большого числа новых моделей, преимущественно в раскладном корпусе.

Неутешительны прогнозы компании и на третий квартал. Так, прибыль составит лишь €0,08–0,10 на акцию, что на 47% ниже, чем в том же квартале прошлого года (в то время как аналитики предполагали €0,14 за акцию). Доходы Nokia предполагает на уровне €6,6-6,8 млрд против €6,9 млрд в прошлом году.

«Сейчас такое время, когда надо держаться подальше от акций Nokia и от акций технологических компаний вообще, – предостерегает Филиппо де Луца из LMF Servizi Finanziari. – Если у Nokia существуют проблемы, это плохо для всех европейских компаний».

Однако у конкурентов Nokia дела идут не в пример хорошо. И Motorola, и Samsung, и Siemens, и даже пятый мировой игрок на этом рынке – Sony Ericsson – демонстрируют успехи. Samsung, например, продал во втором квартале 22,7 млн трубок (на 12,9% больше, чем за тот же период 2003 года). А SonyEricsson вообще продемонстрировал чудеса – его продажи во втором квартале взлетели на 34% до €1,3 млрд, а доналоговая прибыль компании за май–июнь этого года составила €113 млн.

Газета.RU