13.07.2004

Ничья "Наринэ". Судьба товарного знака на таблетки будет решаться в суде



Антон Сарайкин

На прошлой неделе комиссия Федеральной службы по интеллектуальной собственности решила аннулировать регистрацию товарного знака “Наринэ”. Новосибирская предпринимательница Таисия Анисимова, владевшая маркой последние полгода, пыталась запретить производство и реализацию препарата под этим именем, но натолкнулась на сопротивление фармкомпаний. Теперь ей предстоит доказывать свои права на название в суде.


Лечебно-профилактическое средство “Наринэ” применяется при различных дисфункциях кишечника. Было открыто в 1964 г. Л. А. Ерзикяном и названо им в честь внучки Наринэ. По данным “Фармэксперта”, объем российского рынка препаратов под маркой “Наринэ” составил в 2003 г. около $800 000 (500 000 упаковок). Препарат производят в России и Армении более двух десятков компаний, крупнейшие из них московский “Фермент” (47% рынка) и томский “Вирион” (19,8%).

Товарный знак “Наринэ” был зарегистрирован на имя одесситки Елены Гранкиной в 1993 г. Фирма “Амик”, где работала Гранкина, начала производить препарат одной из первых в СНГ. Чуть позже владелица знака познакомилась с Таисией Анисимовой из Новосибирска, которая стала продавать “Наринэ” в Сибири. В конце 1990-х годов это лекарство производили и продавали более десяти компаний. Гранкина не возражала против использования товарного знака.

Но в начале 2004 г. Анисимова добилась регистрации “Наринэ” на свое имя. Она доказала, что Гранкина в течение четырех лет не использует товарный знак по назначению. Новосибирская предпринимательница размещает заказ на лекарство в ереванском Институте тонкой и органической химии в Армении.

Вступив в права, Анисимова потребовала от производителей “Наринэ” прекратить выпуск лекарства под этим названием. В апреле она подала арбитражные иски на Омское предприятие по производству бактерийных препаратов, Тюменское ГУП бактерийных препаратов и томское НПО “Вирион” с требованием возместить ей по 600 000 руб. за незаконное использование товарного знака. Рассмотрение этих дел приостановлено.

Но в минувший вторник комиссия Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФСИС), правопреемница Роспатента, решила аннулировать регистрацию знака “Наринэ”, так как, по мнению членов комиссии, это слово вошло в общее употребление и не связывается с конкретным производителем. Теперь это решение должен утвердить председатель ФСИС.

На сторону фармацевтов встало и Управление федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ФАС), которое посчитало, что действия Анисимовой нарушают закон о конкуренции. Антимонопольное ведомство и обратилось в ФСИС с просьбой отменить регистрацию товарного знака “Наринэ”.

Анисимова заявила “Ведомостям”, что будет оспаривать решения ФАС и ФСИС в суде. Иск против антимонопольного ведомства уже подан. По ее мнению, многие фармкомпании не соблюдают технологии производства, из-за чего страдает качество препарата. “Начался стихийный процесс, производители "Наринэ" плодятся. В погоне за прибылью никто не контролирует качество выпускаемого средства”, — негодует предпринимательница.

“Хваткая женщина сумела воспользоваться ситуацией. Каким-то образом ей удалось запатентовать эту марку, а мы терпим большие убытки”, — выражает позицию производителей “Наринэ” замдиректора фирмы “Фермент” Александр Тимошкин.

Эксперты разошлись в оценках судебной перспективы этого дела. “Вопрос в том, сможет ли предпринимательница убедить суд, что товарный знак "Наринэ" не утратил своей различительной способности, хотя и использовался другими предприятиями”, — говорит старший юрист юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Юлия Лаврова.

Вадим Усков, владелец юридической компании “Усков и партнеры”, полагает, что Анисимова может добиться возвращения себе товарного знака. “Я не вижу ничего недобросовестного в том, что она зарегистрировала этот знак, и сомневаюсь в том, что наименование "Наринэ" можно превратить в такое же понятие, как "пейджер" или "ксерокс". Мне кажется, решение ФАС будет нетрудно оспорить”, — говорит юрист.

А партнер юридической компании “Городисский и партнеры” Владимир Бирюлин добавляет, что Анисимова вправе требовать с производителей возмещения убытков, вызванных нарушением ее прав в тот период времени, пока она законно владела товарным знаком. По его словам, производителям сейчас невыгодно возобновлять производство продукции под спорной маркой до утверждения решения об аннулировании регистрации председателем ФСИС.



Ведомости