30.06.2004


"Пусть вампиры заплатят". У "Аэрофлота" есть претензии к фильму "Ночной дозор"



Роман Кутузов
Елена Виноградова
Сергей Рыбак
Татьяна Романова

Крупнейший национальный авиаперевозчик “Аэрофлот” требует убрать из новой кинокартины “Ночной дозор” свой логотип, который изображен на борту самолета, по ходу действия попадающего в различные неприятности. Создатели фильма в недоумении, они считают, что никакого ущерба авиакомпании не нанесли, скорее наоборот. Юристы отмечают, что добиться выполнения своих требований “Аэрофлоту” будет крайне сложно.

Премьера картины Тимура Бекмамбетова “Ночной дозор”, снятой по заказу “Первого канала”, прошла на днях в рамках Московского кинофестиваля, а в широкий прокат фильм должен выйти 8 июля. Снят он по одноименной книге известного писателя-фантаста Сергея Лукьяненко и рассказывает о борьбе магов — Ночного и Дневного дозоров, стоящих на стороне людей и вампиров соответственно. Земная борьба отражается и в небе — случайно оказавшийся под мощным проклятием пассажирский самолет попадает в неприятности, когда по ходу сюжета одолевают темные маги, и выбирается из них, когда побеждают светлые. В конце концов все заканчивается хорошо и самолет совершает посадку в Москве.

Но вчера заместитель генерального директора “Аэрофлота” по правовым вопросам Борис Елисеев заявил, что авиакомпания требует убрать из кадров фильма логотип “Аэрофлота” и само слово “Аэрофлот”. “Авиакомпания не давала согласия на использование своего товарного знака и фирменного наименования, поэтому в случае невыполнения наших требований мы будем действовать в соответствии с гражданским законодательством”, — заявил он.

В беседе с корреспондентом “Ведомостей” Елисеев уточнил, что пока иски компания не подавала и ждет выхода фильма в широкий прокат. Говорить о дальнейших шагах компании он отказался.

“Мы потратили много сил на защиту своего товарного знака и отступать не намерены, — пояснил на условиях анонимности сотрудник авиакомпании. — Пусть вампиры заплатят денег или пусть убирают наш знак”. На “Первом канале” вчера отказались комментировать претензии авиакомпании.

Тимур Бекмамбетов знает об этой проблеме и объясняет, что марка “Аэрофлот” попала в кадр непреднамеренно: “У нас в стране почти на всех самолетах написано слово “Аэрофлот”. “Я удивлен такой реакцией "Аэрофлота", — говорит автор книги Сергей Лукьяненко. — В фильме самолет и экипаж показаны с наилучшей стороны, они ведут героическую борьбу и побеждают. Вообще, в современном кино обойтись без показа торговых марок просто невозможно”.

“Я на стороне коллег, — говорит Елена Яцура, продюсер компании "Слово". — Иногда присутствие в кадре какого-то брэнда необходимо для достоверности времени, окружающей среды и информации. Считаю, что "Аэрофлот" — это один из знаковых для России брэндов”. Внести изменения в мастер-копию фильма возможно, считает продюсер СТВ Сергей Сельянов, но изготовление новых копий для проката потребует больших затрат. По его информации, уже изготовлено 310 копий “Ночного дозора” и их переделка обойдется в $1000 за штуку, не говоря уже о задержке начала проката.

Впрочем, юристы не ожидают, что дойдет до таких крайностей. “Мне не кажется, что у "Аэрофлота" есть серьезная правовая база для претензий, — говорит партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич. — В юридическом смысле нарушением прав на товарный знак является его коммерческое использование в той же сфере, что и у правообладателя. Однако "Первый канал" не занимается авиаперевозками”. С ним согласен и начальник юридического отдела компании “Городисский и партнеры” Владимир Бирюлин. “Единственная зацепка для "Аэрофлота" — попытаться доказать, что фильм наносит ущерб деловой репутации компании. Но вряд ли действие потусторонних сил будет всерьез воспринято судом”, — говорит он.

Многие компании трепетно относятся к упоминанию своих брэндов. Например, представительство компании BMW было недовольно тем, что по сценарию фильма “Бумер” на автомобиле BMW ездят “братки”, рассказывает генеральный директор “Пигмалион продакшн” Владимир Игнатьев. По его словам, на этом основании компания ответила отказом на предложение продюсеров “Бумера” о сотрудничестве. Впрочем, в российском представительстве BMW этого не подтверждают и говорят, что относятся к “Бумеру” хорошо.



Ведомости