24.02.2004

"Фиат" переходит на "запорожцы"



Компания Fiat, крупнейший в Италии производитель автомобилей, стремится вернуть своей марке доброе имя и доверие потребителей. Первый шаг уже сделан - Fiat Panda, прошлогодний победитель в европейской номинации "Автомобиль года", стал настоящим бестселлером в европейских салонах. В марте на международном автосалоне в Женеве компания собирается окончательно завоевать сердца потребителей новым субкомпактным Trepiuno. Контуры автомобиля повторяют силуэт одной из первых итальянских малолитражек Fiat 500. Россиянам же дизайн этой машины скорее напомнит первый отечественный "народный автомобиль" - ЗАЗ-965, получивший еще в народе прозвище "горбатый".

В последние годы автомобили Fiat значительно уступали в популярности конкурентам, падали соответственно продажи и доходы автоконцерна. Так в 2003 году продажи трех марок, принадлежащих концерну - Fiat, Lancia и Alfa Romeo, по всему миру снизились на 8,4% до 2,25 млн автомобилей. Общие же убытки автомобильного подразделения концерна - Fiat Auto - за последние два года составили 1,9 млрд евро. Сегодня руководство компании надеется на рост. Оптимизма гендиректору Fiat Джузеппе Моркио добавляет успех одной из новых моделей, выпускаемых сегодня концерном, ультракомпактного автомобиля Fiat Panda. После триумфального дебюта модели в сентябре прошлого года заводы концерна просто не успевают выполнять заявки, поступающие от европейских автосалонов. Panda, цена которого в Европе колеблется от 8 до 11 тыс. евро, для многих европейцев стал идеальным выбором в качестве городского автомобиля. Как сообщили "Известиям" в московском представительстве Fiat Auto, официальные поставки Panda в Россию начнутся во второй половине этого года.

В руководстве итальянской компании наконец поняли, что для восстановления репутации брендов семейства легковых автомобилей Fiat ставку необходимо делать на новые модели. Помимо Panda, в компании надеются на успех других новинок - всего за последние полгода публике было представлено девять новых разработок, в том числе мини-вэн Fiat Idea и компакт нового поколения Lancia Ypsilon.

Однако по-настоящему покорить публику Fiat собирается дизайном небольшого городского автомобильчика Trepiuno. Младшая модель модельной линейки Fiat является рестайлинговой версией одной из первых послевоенных малолитражек, выпускавшейся концерном в 50-х годах прошлого века, Fiat 500. В свое время концерн выпустил их около 3 млн. И сегодня на волне ретронастроений в Европе в Fiat надеются, что Trepiuno составит серьезную конкуренцию своим одноклассникам - Ford Ka, Nissan Micra и Citroen C3. Ориентировочная цена Trepiuno пока не объявляется. Впрочем, пока разработчики не объявляют и тип двигателя - говорят лишь, что он будет расположен спереди.

Россияне же в силуэте обновленного Fiat 500 смогут без труда опознать "Запорожец" - не секрет, что дизайн ЗАЗ-965, первого в СССР "народного" автомобиля, был с достаточной точностью скопирован с итальянских моделей Fiat 500/600. В отличие от своих итальянских собратьев ЗАЗ-965 не стал массовой моделью.

Сегодня этот автомобиль стал настоящей редкостью. Неказистый и маломощный, он является любимцем российских ретросалонов. Сегодня в зависимости от состояния и местонахождения автомобиля за ЗАЗ-965 дают от $300 до 3000. Случаются с ценами на эту машину и казусы. Например, такие: на одном из недавних аукционов по продаже ретроавтомобилей ЗАЗ-965 был выставлен за $300. Но после того как цена перевалила за $1000, хозяин снял автомобиль с торгов. Видно, решил дождаться времен, когда автомобильчик подорожает еще в несколько раз.

Евгений КОСАЧЕВ, руководитель пресс-службы Запорожского автозавода:

Эти машины задумывались для транспортировки раненых с поля боя

- Начну с того, что модель ЗАЗ-965 на заводе "горбатым" никто никогда не называл - язык не поворачивался. Звали любовно - "малышом". Вообще к этой модели у нас трепетное отношение: именно с нее наш завод стал автомобилестроительным предприятием - до того делали сельхозтехнику. Выпуск "малышей" мы начали в 1960 году, и всего их сошло с конвейера 316 тысяч 713 экземпляров. Очень неплохая была машина: недорогая (примерно полторы тысячи рублей в тогдашних ценах), надежная. Разработка полностью советская, создавали машину наши специалисты вместе с москвичами из НАМИ, так что разговор на тему "передрали у итальянцев" отметаем. Вообще изначально платформа машин "запорожской" серии задумывалась для военно-санитарного автомобиля, предназначенного вывозить раненых с поля боя. Плоское днище, воздушное охлаждение, задняя компоновка двигателя - вкупе это обеспечивало уникальную проходимость. Во Львове есть фан-клуб "горбатых", а в нашем городе - местная знаменитость: мужик, который свою "старушку" использует как такси. Думаю, пассажиров - любителей ностальгической экзотики прошибает слеза. Время от времени проносятся слухи, что ЗАЗ намерен возродить "горбатого" на качественно новом уровне. Мы отвечаем: возродим! Если будут инвестиции.

Сергей НЕХАМКИН

Михаил ДЕРЖАВИН, актер:


Консервная банка, мотоцикл, пропеллер - и ездит!..

- Как вы считаете, наша автомобильная промышленность могла бы заработать на своих легендах?

- В первую очередь вспоминаю "Победу". С ней связана моя юность: такой автомобиль был у жены Александра Анатольевича Ширвиндта, Наташи. Я все свои молодые годы проездил рядом с Александром и Наташей в этой машине - когда они меня брали. Машина была прекрасная. Сейчас машины более застекленные, а она была такая закрытая. Но ее ценили даже на Западе, говорили, что машина очень хорошая. Они были высокие, крепкие, до сих пор еще бегают.

- Зачем автомобильные концерны возвращаются к истокам?

- Может быть, это ностальгия. Богатая бабушка может подарить своему внуку автомобиль и сказать: "Вот, мы ездили на таком". Хотя начинка, конечно, другая.

- А "Запорожец" мог бы вернуться на наши дороги?

- А что... Мы все-таки стремимся к машинам для среднего покупателя, дорогими и так забиты все салоны. Только сможет ли отечественное авто составить конкуренцию иностранным? Ни в коем случае не унижаю нашу промышленность. У нас есть хорошие ребята и идеи. Иногда приедешь на рыбалку в село, а там консервная банка, мотоцикл, какой-то пропеллер - и ездит какой-нибудь дяденька. Просто есть еще великие изобретатели, левши в России еще существуют.

Ольга ТИМОФЕЕВА

Сергей АЛЫШЕВ, владелец автодизайнерской мастерской "Карди":

- Ретро в современном автомобилестроении - устойчивая тенденция. И она будет актуальной в ближайшее время. В нашу мастерскую постоянно приходят заказчики, которые просят сделать им "ретро". А что касается "Запорожца", то я не стал бы говорить, что его скопировали с "Фиата". Во всем мире используют так называемый метод конструирования посредством конструктивных аналогов. Да, был в нашем автопроме черный период, когда задачу конструкторам ставили так: вот вам образец, надо сделать что-то похожее. Но вы возьмите фотографии машин того времени этого класса - они похожи все. И "Запорожец" для нашего автомобилестроения не менее легендарная машина, чем "Фиат-600" для итальянского.

Источник: Известия