09.09.2003

Реклама по вызову. Малый бизнес оценил маркетинговые возможности Интернета



Роман Дорохов

За последний год в российском сегменте Интернета бурно развивается контекстная реклама, подразумевающая соответствие содержания рекламного объявления общей тематике веб-страницы или запроса пользователя. Компания "Бегун" с помощью контекстной рекламы привлекает в Рунет рекламодателей из сферы мелкого и среднего бизнеса, а ее конкуренты предлагают этот способ продвижения крупным российским и западным клиентам.
По предварительным оценкам Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) , в первом полугодии 2003 г. реклама в Интернете выросла на 75% по сравнению с первым полугодием 2002 г. , обогнав другие сегменты этого рынка. Однако в абсолютных величинах объем интернет-рекламы ($8 млн за первое полугодие 2003 г. ) составляет менее 1% от всего российского рекламного рынка.

Контекстная реклама позволяет привлечь в Рунет представителей среднего и малого бизнеса, говорит Алексей Басов, исполнительный директор компании "Бегун". По его словам, эта разновидность рекламы позволяет снизить входной порог для продвижения бизнеса в Интернете. Сейчас, говорит Басов, "Бегун" ежемесячно проводит кампании для 3000 рекламодателей, средняя цена кампании составляет $50 в месяц (получается, что компания получает от контекстной рекламы $150 000 в месяц). Для 40% клиентов "Бегуна" контекстная реклама стала первым опытом продвижения в Интернете.

Конкуренты усомнились в реалистичности заявленных доходов "Бегуна" от продажи контекстной рекламы. Один из них, пожелавший сохранить анонимность, считает их завышенными на порядок. Сомневается в их справедливости и Лев Глейзер, президент агентства интернет-рекламы AdWatch. "Эта ниша (рекламы для малого и среднего бизнеса) сложно понимаемая, это как оценивать объем рекламы в газете "Из рук в руки", - говорит Глейзер. Он оценивает доходы от контекстной рекламы в Рунете в $300 000 - 350 000 в месяц, причем на Rambler и "Яndex" приходится $100 000 - 150 000.

Для приема платежей "Бегун" установил собственную платежную систему и выпустил пластиковые карточки, которые продаются в салонах сотовой связи компании "Техмаркет".

По словам Алексея Басова, бизнес "Бегуна" стал безубыточным через несколько месяцев после начала работы компании в апреле 2002 г. Партнерами "Бегуна" являются поисковые системы "Апорт", Mail.ru, российское подразделение Lycos. По словам вице-президента Mail.ru Татьяны Желонкиной, для портала организация собственной службы для работы с небольшими рекламными бюджетами может оказаться накладной. А сотрудничество с "Бегуном" позволяет решить проблему приема платежей от представителей малого бизнеса, говорит Желонкина.

Представители других крупный порталов Рунета также считают контекстную рекламу крайне полезным и перспективным инструментом. "У нас контекстная реклама составляет две трети оборота", - говорит главный редактор портала "Яndex" Елена Колмановская. По ее словам, такой вид рекламы предпочитают представители среднего и малого бизнеса, но иногда ее используют и крупные брэнды. Так, спонсорство одной компании над проведением спортивных соревнований на "Яndex" рекламировалось на веб-страницах с результатами поиска сочинений для 6 - 7 классов средней школы. Колмановская прогнозирует дальнейший рост популярности контекстной рекламы.

"Контекстная реклама - один из самых перспективных рынков интернет-рекламы, - говорит замгендиректора холдинга Rambler Иван Засурский, - это один из наиболее серьезных источников доходов". Он оценил демонстрацию объявлений в соответствии с содержанием страниц как один из наиболее эффективных способов рекламы. По его словам, основная сложность этой услуги в том, что ею пользуются массовые, но очень дешевые клиенты. Засурский обещает, что Rambler вскоре запустит собственное решение для работы с такими клиентами, но он отказался назвать детали.

Аналогичные услуги предлагает агентство контекстной рекламы iContext. По словам гендиректора агентства Марии Черницкой, его клиентами являются крупные компании - представительства BMW, Hewlett-Packard, российские дилеры Ford. Агентство продает рекламу на Rambler и "Яndex", и Черницкая оценивает суммарный ежемесячный объем доходов от контекстной рекламы на этих площадках в сотни тысяч долларов.

Источник: Ведомости