09.07.2003

Честный платит дважды. В стоимость товаров крупных торговых сетей закладываются расходы "на воровство"



На недавней выставке "Мир торговли" наибольшим спросом у владельцев столичных магазинов пользовались антикражные системы. Рамок-антенн было представлено больше, чем новых товаров и витрин. Но, защищаясь от нечистых на руку покупателей и собственных работников, руководство магазинов редко думает о том, как даже в самых крупных торговых сетях дурят честных клиентов.

Халява - лучшее средство против воров

По словам предпринимателя Вадима Соболева, его цветочный бизнес не такое уж выгодное дело, чтобы тратиться на антикражные системы.

- У меня павильоны у метро, - рассказывает Вадим. - Раньше потери от воровства составляли процентов 5-7 с оборота. Продавцы отчитывались, что выбраковали часть партии, а на самом деле продали по нормальной цене. Есть у них и другие способы.

Недавно Вадим внедрил ноу-хау. Предложил подчиненным работать до одиннадцати в обмен на разрешение оставлять себе всю выручку последнего часа. Зарплату, правда, срезал. Размер выручки в среднем остался тем же. Значит, правда, воровали продавщицы. Но в одночасье стали честными людьми.

Супермаркетам - самому актуальному формату розничной торговли - не до подобных изящных решений. Здесь ворует не только персонал, но и покупатели. По разным оценкам, на их долю приходится от 30 до 70% хищений. Обобщенной статистики по Москве не существует: владельцы магазинов отказываются открывать свои данные исследователям. Их можно понять: углубишься в нюансы - раскроешь карты перед ворами. Европейские торговцы закладывают в цены потери от краж в размере 2-3% с оборота. Наши наверняка не меньше. По мнению эксперта Центра безопасности торговли Вадима Комарова, даже самая изощренная система снижает потери магазина от краж максимум на полпроцента от оборота. Но некоторые супермаркеты все же используют административные методы.

- В крупном магазине воровали грузчики, - рассказывает Олег Беляев, гендиректор ООО "Апостроф Торговые системы", поставщика противокражного оборудования. - Не таскали домой продукты, а съедали у себя в каптерке. Каково им было на голодный желудок работать среди изобилия! Хозяева магазина организовали персоналу трехразовое бесплатное питание - и воровство прекратилось.

Электронные секреты Полишинеля

Психологи утверждают, что 80% человечества к воровству не склонны, но, если жизнь заставит, украдут. 10% не покусятся на чужое ни при каких обстоятельствах. Еще 10% только и смотрят, где что плохо лежит. Это не клептоманы, коих единицы, а морально неустойчивые личности. Больше всего грехов - на кассирах. Говорит Олег Беляев:

- Супермаркеты стремятся в спальные районы, чтобы вокруг проживало как можно больше народа. Кассиры нанимаются здесь же, где у них масса знакомых. Воруют обычно в паре: кассир и покупатель. Пробить своей подружке коньяк "Хенесси" по цене бутылки пива - не проблема. Часто для воровства используется система скидок.

Поэтому самым новомодным элементом противокражной системы стал анализ операций кассиров, когда на видеоизображение того, что происходит на кассе, накладывается, как титры, содержание чека. Другое направление охраны - электронный контроль доступа. Ограничив доступ персонала в "чужие" зоны (например, продавцы не могут попасть на склад, а складские пройдут в торговый зал и покинут его только через внешний вход, мимо антенн), количество краж можно уменьшить.

В последнее время весь товар в магазинах самообслуживания маркируется защитными датчиками. Если на кассе его не деактивировать, антенны "запищат".

- В некоторых технологиях датчики, как насекомые, мимикрируют под любую наклейку, - говорит Олег Беляев. - Но в Москве больше миллиона человек заняты в розничной торговле и в той или иной степени знают, как работают защитные системы. И это проблема.

За все платит покупатель

Эта проблема - не наша головная боль. Комплекс защитных систем в среднего размера супермаркете стоит минимум 9 тысяч долларов. Несколько сотен долларов ежемесячно тратится на расходные материалы. Охранник получает в среднем 4-7 тысяч рублей. Руководитель службы безопасности магазина - от 20 тысяч и выше. И хотя вся эта инфраструктура дает торговую наценку от десятых долей процента в крупном магазине до 1-2% в небольшом, оплачивают ее покупатели. Как же бывает обидно, когда именно они становятся жертвами магазинных воров.

Наверняка каждому приходилось пользоваться сейфами или открытыми полками для сумок, над которыми вывешена надпись: "Администрация магазина не несет ответственности за оставленные на хранение вещи". Это незаконно. Бирка с номером, которую вы получаете взамен, - нечто вроде договора хранения, и если ваши вещи пропали, любой суд потребует от магазина возместить ущерб. А украсть из сейфа - проще простого. Корреспондент "Известий" чуть не оказалась в роли воровки. В аптеке "36,6" на Соколе я совершила типичную ошибку: приняла "6" за "9". И легко открыла своим ключом от девятой ячейки сейф № 6. Обнаружив в нем посторонний портфель, закрыла чужую дверку, открыла свою, потом закрыла ее. Охранник, стоявший в полутора метрах, не обратил никакого внимания на лязганье замков.

- Я наклонилась шнурки развязать, продавщица вышла в подсобку, - Лиза Горская рассказывает о неприятности, происшедшей с ней в обувном центре у метро "Щелковская". - Смотрю - сумки нет. Я закричала охраннику, который стоял на входе. Но когда вор выбегал из магазина, тот болтал с продавщицами и далеко отошел от дверей.

Продавщица заявила, что ее работа - подносить клиентам обувь, а не следить за их сумками. Охранник объяснил, что не обязан, как приклеенный, стоять у дверей. В милиции Лизе отказали, так как никто не запомнил, как выглядит вор.

"Нагреть" покупателя могут и сами сотрудники магазина. Причем это будет выглядеть вполне законно. Например, так, как это случилось в "Патэрсоне" в Новых Черемушках.

- Приценилась к грушам и баклажанам в овощном отделе, продавщица взвесила товар, наклеила на пакеты ценники, - говорит постоянная покупательница супермаркета Дарья Быстрова. - А на кассе, которая находится в другом конце магазина, кассирша вдруг заявляет, что ценники устарели, товар к вечеру успели переоценить, и правильные цены показывает ее кассовый аппарат. Примерно вдвое дороже. Я не поверила, попросила кассиршу сходить в овощной отдел, выяснить, почему вдруг так скачут цены. Кассирша недовольно ушла. Когда вернулась, выяснилось, что баклажаны и груши действительно подорожали, но не так радикально. Опять пробила чек, баклажаны - точно, стоили "поменьше". Но груши опять "вдвое". Пришлось отказаться от покупок - дорогой магазин, а придумывают какие-то махинации прямо при мне.

Формально покупателя обязаны обслужить по ценам, указанным на ценнике, а не на мониторе компьютера, недоступном клиенту. "Это очень распространенное нарушение в сетевых супермаркетах, - сказала "Известиям" сотрудница торгинспекции Западного округа. - Штрафуем, но подловить магазин сложно. Когда приходим с проверкой по таким сигналам, у них уже все в порядке".

Главный совет - покупателям не стоит подпадать под впечатление видеокамер, антенн и грозных охранников. А следует помнить, что вся эта оснастка предназначена только для охраны магазинного имущества, а вовсе не вашего, и быть начеку.

Источник: Известия