Мир тратит на пиво по $352 млрд в год.В понедельник, 17 марта, ирландцы во всем мире празднуют День св. Патрика. В этот день, как обычно, резко возрастают продажи пива преимущественно темных сортов. Сегодня Ирландия занимает второе место в мире по потреблению пива после Чехии и первое - по потреблению темного пива. По оценкам западных аналитиков, в течение пяти лет ситуация изменится. По потреблению пива к традиционным лидерам уже приближается ЮАР, огромными темпами растет потребление и в России. Правда, темное пиво пока у большинства россиян не в почете и пользуется хорошим спросом в России только раз в году - в День св. Патрика. Годовые продажи пива всех сортов (включая безалкогольное) в мире оцениваются более чем в $352 млрд. По сравнению с этой цифрой рынок темных сортов пива сравнительно мал - ежегодно темного пива в мире реализуется на $6.3 млрд. Однако именно в этом весьма стабильном сегменте в ближайшие годы могут произойти неожиданные изменения. Случится это из-за того, что абсолютных лидеров по количеству любителей крепкого пива, Ирландию (269 млн литров в год в абсолютном выражении) и Великобританию (248 млн литров), может обогнать ЮАР. По предварительным прогнозам аналитической компании Datamonitor, это может произойти уже в 2006 году. В 2002 году ЮАР вышла на третье место по потреблению темного пива - 177 млн литров в год. Третью позицию до этого долгие годы занимали США. В выражении на душу населения этот показатель выглядит так: ирландец в среднем выпивает 76 литров темного пива в год, а житель ЮАР - 4.5 литра. Средний американец же выпивает меньше пол-литра в год. Однако по объемам продаж в денежном выражении первое место по темным сортам пока стабильно занимают Ирландия и Великобритания - $1.6 млрд и $1.2 млрд соответственно. По мнению аналитика компании Datamonitor Ясмин Кан , это связано с высокими ценами на пиво в этих странах. В среднем пол-литра пива в Великобритании из-за высоких акцизов стоит $2.82, для сравнения в США этот же объем обойдется в $1.57. Кроме этого, ирландцы и англичане пьют до 75% пива в пабах и барах, где этот напиток оказывается несколько дороже, чем в розничной продаже. Остальные нации более экономны - французы выпивают лишь 40% пива в барах, а американцы - 27%. Российский пивной рынок оценивается аналитиками как наиболее перспективный и динамичный. В денежном выражении объем российского рынка пока в первую десятку не входит из-за низких цен на пиво. Однако по количеству выпитого россияне уже не уступают другим странам. По данным Datamonitor, по этому показателю Россия стоит на шестом месте после США, Китая, Германии, Бразилии и Японии. "В 2003 году рост российского пивного рынка может немного замедлиться из-за повышения акцизов, но это не станет определяющим фактором на долгосрочную перспективу, - сказал "Финансовым Известиям" аналитик Canadean Кевин Бэйкер . - Сейчас россияне пьют в среднем по 43.1 литра пива в год - это в два раза больше, чем десять лет назад. По сравнению с западноевропейскими странами это мало. В ближайшие год-два мы ожидаем, что потребление в России может вырасти примерно на 20 литров. Доля импорта тоже будет расти, но не так, как в середине 90-х, поскольку большинство международных марок производится по лицензии в самой России". Однако темного пива в отличие от ирландцев и африканцев россияне пьют совсем мало. Но надо отметить, что его потребление не зависит от времени года, как это происходит со светлыми сортами. По данным Союза российских пивоваров, в 2002 году общий объем рынка составил $5.6 млрд, а на темное пиво пришлось примерно 7-10%, то есть не менее $400 млн. "Рынок пива темных сортов по сравнению со светлыми мал, - говорит руководитель секретариата Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов . - Это пиво - для любителей, а массовым у нас можно назвать светлые сорта с содержанием алкоголя до 5-6%". По оценкам эксперта "Бизнес-аналитики" Сергея Атаманенко, доля темного пива по сравнению со светлым на российском рынке даже немного падает. Если в первой половине 2002 года она составляла 4.3-4.8%, то во второй - 3.9-3.8%. Источник: Финансовые известия |
