18.12.2002

Наука на проводе. "Химия и жизнь" заставила платить за любопытство



Научные новости от агентств Newswise, AlphaGalileo и Eurekalert! используют газеты, журналы и телеканалы во всем мире. Но деньги этим агентствам приносят вовсе не потребители новостей - газеты, журналы и телеканалы. В России все наоборот. Журнал "Химия и жизнь" сделал ставку на любознательность россиян. В этом году доходы агентства "Информнаука", созданного при этом издании в 1999 г. , выросли в 3,6 раза, и новостной бизнес может перерасти из побочного в основной.
Оказывается, российские ученые работают над очень интересными темами, имеющими притом непосредственное отношение к реальной жизни. Из заметок научного толка, все чаще появляющихся в российских СМИ, можно, например, узнать, почему коньяк нельзя хранить в хрустальном сосуде, как обогатить пиво бифидобактериями и сделать его таким же полезным, как йогурт, что означает любовный бред старых дев. Всю эту любопытную информацию собирает и распространяет агентство "Информнаука".

Для научно-популярных изданий в России 90-е гг. были кризисными. Тиражи таких журналов, как "Наука и жизнь", "Знание - сила" и "Техника - молодежи", стремительно падали. Тираж "Химии и жизни" в период с 1989 по 1998 г. сократился в 100 раз - с 250 000 экземпляров до 2500, рекламы не было. Если бы так продолжалось и дальше, журнал скорее всего пришлось бы закрывать. Главному редактору и совладельцу ИД "Химия и жизнь" Любови Стрельниковой нужно было срочно принимать меры.

В России распространением научных новостей тогда никто не занимался. Информация о том, что происходит в российских НИИ, публиковалась лишь в сугубо научных изданиях. Эту нишу в "ХиЖ" и решили занять. Но в отличие от западных научных агентств, существующих за счет всевозможных грантов и поддержки научных и общественных организаций, Стрельникова и ее коллеги не хотели распространять новости бесплатно.

С журналистскими кадрами журналу повезло: при нем еще с советских времен работала школа репортерского мастерства для молодых ученых. Нужно было лишь научить их вместо заумных статей писать короткие и понятные далеким от науки людям новости. Для координации их работы и продаж наняли лишь одного дополнительного специалиста - Татьяну Пичугину.

Агентство взялось освещать новости медицины, биологии, психологии, социологии, физики, высоких технологий, астрономии и проч. Широкая тематика могла заинтересовать максимум подписчиков.

Сейчас новостную ленту кроме внештатников-ученых делают пять штатных сотрудников (всего в ИД работают 20 человек). Основные поставщики новостей - это 15 фрилансеров, молодых ученых разных специальностей. Они отслеживают новости по своему профилю, связываются с авторами исследований, узнают подробности и пишут заметки.

Кроме того, выстроили корреспондентскую сеть - свои люди у "Информнауки" есть в институтах Санкт-Петербурга, Черноголовки, Томска, Симферополя, Казани, Харькова, Гродно. Как рассказала менеджер агентства Татьяна Пичугина, в сообщениях агентства уже "засветились" более 300 научных организаций из России и СНГ. "Некоторые авторы очень плодовиты - один генетик пишет по 20 новостей и 10 статей в месяц", - говорит она. Гонорар ученых-репортеров составляет $10 - 15 за новость. "Наши корреспонденты становятся одновременно и нашими консультантами - таким образом, мы экономим на экспертах", - добавляет Любовь Стрельникова.

Первые полгода "Информнаука" рассылала свои новости бесплатно. Первым, кто оплатил подписку на полгода, был журнал "Огонек". Сейчас среди подписчиков не только российские СМИ. На русскую версию, например, подписалось китайское агентство "Синьхуа". У английской версии ленты пять зарубежных подписчиков, среди них два научных института из Южной Кореи.

Хотя с зарубежными клиентами работать сложно. Они, как правило, хотят получать новости бесплатно. "Нам позвонили из BBC и возмутились, что делать деньги на научных журналистах - это позор", - вспоминает Пичугина.

Новости покупают и поштучно - в основном об инновациях - российские и западные фирмы. Среди таких клиентов компании "Деловые консультации", "НейрОК", "Прагматик", "Визион-М", Digital holdings biotech systems.

Сообщение о том, что российские ученые сконструировали устройство, с помощью которого можно безопасно спрыгнуть с любой высоты, было хитом. В институт стали звонить из СМИ и инновационных фирм. В результате там организовали спецотдел, названный НУС - надувное устройство спуска, наняли менеджера, который ищет заказчиков и общается с прессой.

С моментом выхода на рынок научных новостей в "Химии и жизни" угадали. По данным "КОМКОН-Медиа", за последние два-три года в России появилось сразу несколько новых научно-популярных изданий - "Ломоносов" (New Scientist) , "Популярная механика" (Popular Mechanics) , "Древо познания", "Человек и наука", "Юный эрудит" и др. , а также более 10 изданий о здоровье.

Самые востребованные новости - медицинские. На этот блок подписались "Лиза", "Крестьянка", Elle, МК: редакторы женских журналов, уставшие от западных новостей, с удовольствием ставят заметки о разработках российских ученых.

Полугодовая подписка на полную русскую версию новостей "Информнауки" стоит 13 500 руб. , на зарубежную - $840. Из побочного этот бизнес может перерасти в основной. Доходы агентства в прошлом году выросли в 2,3 раза, а за девять месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2001 г. - в 3,6 раза. В 2000 г. доля "Информнауки" в доходах ИД "ХиЖ" составляла 9% , еще в прошлом году - 13% , в 2002 г. (оборот ИД за девять месяцев составил 4,5 млн) - уже 21%.

Впрочем, для журнала это тоже оказалось полезно. За время существования "Информнауки" тираж "ХиЖ" удвоился до 5000. Руководители ИД считают, что благодаря собственному агентству содержание журнала изменилось к лучшему. С этим согласны и его читатели из научной среды. "Тематика стала разнообразнее, число информационных источников возросло", - говорит специалист по связям с общественностью Международного научно-технического центра Александр Иванченко.

Однако на журналистах много денег не заработаешь. Сейчас у агентства около 30 подписчиков в СМИ, но уже очень трудно расширять клиентскую базу. "Собираемся делать блок технических новостей, интерес к нему есть, но у неплатежеспособных изданий, - строит планы Пичугина, - зато есть возможность расширить круг клиентов за счет инвестиционных компаний, которые ищут новые разработки".

НАУКА БЕСПЛАТНО: Ведущие мировые агентства научных новостей, как правило, предоставляют информацию газетам, журналам и телекомпаниям бесплатно. Плата берется с тех, кто заинтересован в ее распространении, - с институтов, университетов, научно-исследовательских компаний, государственных организаций и пр. Например, генеральный менеджер европейского агентства AlphaGalileo - Британская ассоциация по распространению научных знаний. В числе партнеров AlphaGalileo - институты и организации Великобритании, Франции, Германии, Финляндии, Швеции, Португалии и Греции. В принципе информацией таких агентств, как AlphaGalileo, Newswise, EurekAlert! , могут пользоваться все желающие, но у журналистов есть право доступа к наиболее полному корпусу сведений (у Newswise по всему миру 2800 подписчиков из СМИ, у EurekAlert! - 1300). Скажем, для того чтобы размещать свою информацию на EurekAlert! , крупные университеты, государственные организации и медицинские центры должны заплатить $1200 в год. Для небольших университетов (менее 10 000 студентов) плата ниже - $900 в год. Дороже всего за право делиться информацией платят корпорации и другие коммерческие институты ($2400).

Источник: Ведомости