27.11.2002

Gap по-русски. Хочет создать "Спортмастер"



Крупнейший московский торговец спорттоварами - компания "Спортмастер" - займется производством повседневной одежды под собственной маркой и продажей ее в магазинах новой сети, образцом для которой послужил один из мировых лидеров этого рынка - Gap.
В розничную сеть "Спортмастер" входит 28 магазинов в столице и регионах, оборот компании в 2002 г. превысит $100 млн. По собственным оценкам, "Спортмастер" контролирует 17% рынка спорттоваров Москвы.

Как рассказал "Ведомостям" президент группы "Спортмастер" Николай Фартушняк, первый магазин новой сети откроется в Москве весной 2003 г. Брэнд, под которым он будет работать, окончательно еще не выбран. В "Спортмастере" пока отдают предпочтение названию Ketton, однако, по информации "Ведомостей", рассматривается также и вариант Ost.in.

Фартушняк говорит, что в течение полутора лет должно быть открыто минимум 10 магазинов сети в Москве и регионах. Инвестиции в проект составят около $10 млн. В магазинах станет продаваться полная коллекция мужской, женской и детской одежды стиля casual (повседневная одежда) , которая будет производиться по заказам "Спортмастера". Предполагается, что цены в новой сети будут составлять от $8 - 10 на футболки до $80 - 100 на куртки.

Президент компании говорит, что для этого проекта "Спортмастер" создает сейчас совместное предприятие с некоей американской компанией, "имеющей опыт производства одежды в Юго-Восточной Азии", которая возьмет на себя, в частности, дизайн коллекций. Детали сотрудничества Фартушняк не раскрывает, ссылаясь на то, что "многое сейчас находится в разработке". Однако некоторые участники рынка считают, что "Спортмастер" займется проектом, в том числе и дизайном одежды, самостоятельно.

Предполагается, что через пять лет годовой оборот сети составит около $50 млн. (В кругу российских "одежных" ритейлоров крупной считается компания с оборотом от $1 млн в месяц. ) Для сравнения: оборот Gap (эту компанию, по словам Фартушняка, "Спортмастер" берет за образец) в 2002 г. составит $13,8 млрд.

Сначала будут открываться магазины по 200 - 300 кв. м, а через три-четыре года их площадь увеличится до 500 кв. м. Но монобрэндовыми магазины сети станут не раньше чем через год после открытия первого из них - именно столько времени понадобится для подготовки полной коллекции. Пока же в них будут продаваться, например, более дорогие вещи от Columbia или Helly Hansen.

Фартушняк объясняет желание "Спортмастера" заняться новым видом деятельности тем, что ниша повседневной одежды, рассчитанной на людей в возрасте от 20 до 40 лет с доходом от $150 на человека в месяц, в России сейчас практически пуста. Собственную же сеть для продажи такой одежды "Спортмастер" делает потому, что в России сейчас нет хороших универмагов, где эта одежда могла бы продаваться, говорит Фартушняк.

Планы "Спортмастера" для российских компаний, продающих брэндованную одежду для среднего класса, стали новостью. Но восприняли они ее спокойно. "Сейчас в России невозможно говорить о конкуренции на этом рынке, - считает заместитель гендиректора сети Sela (150 магазинов и фирменных секций) Аркадий Пекаревский, - мы даже не видим границ этого рынка. Создав разные рекламные образы даже для однотипной одежды, вы получите совсем другого покупателя".

Производиться одежда пока будет на заводах в Юго-Восточной Азии. "Мы будем прорабатывать возможность делать ее и в России. Но пока наши попытки заказать какие-либо спортивные вещи здесь ни к чему хорошему не приводили. Процент брака существенно превышал ожидаемые показатели", - говорит Фартушняк.

РАСХОДЫ НА ОДЕЖДУ: По данным аналитической группы "Эксперт-МА", российский средний класс в 2002 г. потратит на одежду $8 - 10 млрд (из расчета порядка $700 - 750 на семью). При этом, как считает руководитель группы Игорь Березин, это нижняя планка, так как у большинства респондентов наблюдается тенденция занижать свои доходы. Весь российский рынок одежды можно приблизительно оценить в $15 млрд, считает Березин.

Источник: Ведомости