11.06.2002
Закон о гробах. Нужен братьям Стерлиговым

Первое бизнес-детище братьев Стерлиговых - биржа "Алиса" - прожило недолго, с 1990 по 1995 г. Потом братья занялись производством гробов, а недели две назад в Москве появилась развеселая реклама, один из лозунгов которой - "Все дороги ведут к нам" - имеет и политический смысл. Бизнесмены добиваются закона, обязывающего госслужащих пользоваться только отечественными гробами.
Рекламу Стерлиговых трудно не заметить - например, на светящемся мониторе возле метро "Аэропорт" на черном фоне чередуются слоганы красного цвета: "Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики", "Куда мчишься, Колобок? - Спешу купить себе гробок", "Душистые гробы из свежего кедра".

До сих пор представители похоронной индустрии не решались на массовую рекламу своих товаров. Да и Герман Стерлигов, по его словам, подыскал носители для своей кампании не без труда - некоторые СМИ заказы гробовщика не приняли. Хотя формальных претензий к рекламе у Министерства по антимонопольной политике нет - ведь она не содержит, к примеру, призывы к агрессивным действиям или образы несовершеннолетних, поясняет пресс-секретарь этой организации Лариса Булгакова.

А вот коллеги Стерлигова корят его. "Наша тема нерекламна. То, что они устанавливают на улице биллборды и вешают транспаранты, - это некорректно", - считает Вячеслав Александров, гендиректор "Единой справочной службы ритуальных услуг ". В США ритуальные товары рекламировать для широкой публики тоже не принято, хотя и не запрещено. Но Стерлиговы намерены продвигать свою продукцию в течение месяца и потратят на это несколько сотен тысяч долларов. Слоганы придумал собственный рекламный отдел гробовой конторы.

По словам Германа Стерлигова, гробовым делом он начал заниматься примерно пять лет назад, например, ссужая деньги. Но полгода назад братья учредили собственную фирму, потому что "кто-то состарился, кто-то умер, кто-то отошел в сторону". По признанию предпринимателя, этот бизнес ему близок - он "заставляет более глубинно взглянуть на свое существование". "Когда видишь перед собой все время гробы, гробы, гробы, начинаешь жить иначе", - говорит он.

Правда, с конечным потребителем компания Стерлигова не работает. "Я оптовик. Мы торгуем контейнерами - и не только железнодорожными, но и морскими. Поэтому я, так сказать, покойников-то не вижу", - говорит он. По словам предпринимателя, его компания торгует партиями от 500 шт. и ввозит еженедельно 20 - 30 контейнеров, в каждый из которых входит до 26 шт. Емкость этого рынка в столице Стерлигов оценивает примерно в 300 000 гробов в год. Производство гробов сосредоточено в Сибири - Стерлигов размещает заказы в десятках кустарных мастерских.

По словам Александрова из "Единой справочной службы ритуальных услуг ", ежедневно в Москве хоронят 300 - 350 человек. Но Стерлигов ширпотребом не торгует - его гробы стоят от $1500 оптом. Даже для столицы это немало. В ритуальной компании "Генезис", например, самый дешевый гроб стоит 1000 руб.

Стерлигов продает гробы только из дорогих пород, например кедра. Но главное - гроб не должен быть похож на импортные аналоги. "Для зажиточного населения страны, которое покупает эту белиберду заграничную, это на самом деле психологическая травма, - убежден Стерлигов. - И наша задача - как можно дальше уйти от практики гробового дела Западной Европы". "Белиберда заграничная" отличается от отечественной продукции, например, отсутствием обивки.

Поддержать отечественного производителя гробов Стерлигов пытается не только рекламой - в Госдуме он хочет добиться принятия специального закона. "Нам бы хотелось, чтобы те государственные органы, которые занимаются захоронением своих сотрудников и их родственников, прекратили закупать иностранные изделия для захоронения. Это наш бюджет, и негоже отдавать его итальянцам или немцам", - говорит бизнесмен.

Источник: Ведомости