09 декабря 2016 г.

Вторая родина коньяка

Максим Горький утверждал, что «гораздо легче подняться на гору Арарат, чем из подвалов «Арарат». На днях ведущий «Dolce Vita» убедился в справедливости второй части этой фразы.



Признаюсь честно: Армению я люблю больше, чем коньяк (любой, не только армянский), а потому когда производители и продавцы алкоголя пригласили побывать на празднике благословения винограда, с радостью полетел в Ереван. Тем более, согласно программе, пару ночей мы проводили на горнолыжном курорте Цахкадзор, где я еще не был. И вообще в Армении гулял только зимой, когда и в Севане не искупаешься...





Разумеется, все знают, что во Франции еще с 1909 года действует специальный закон о контролируемых наименованиях по происхождению, согласно которому называться «коньяком» могут лишь крепкие напитки из спирта, полученные дистилляцией виноградных вин, и (что самое главное!) изготовляемые в одном районе – департаментах Приморская Шаранта и Шаранта. Все, выпущенное за пределами этой территории, может называться, как угодно: арманьяк, виньяк, бренди.



Простите, французы, но для человека, родившегося в СССР, крепкий спиртной напиток из Армении навсегда останется армянским коньяком. Именно коньяком. В прошлом году под давлением ВТО армянское правительство попыталось придумать и внедрить для национального напитка другое название – арбун («опьяняющий»). Затея не удалась. Слово-горбун, конечно, не прижилось. Да и не могло прижиться – невкусно. В России, основном потребителе «Арарата», «Ноя» или «Ахтамара», их даже «бренди» называть не будут – слишком сильна историческая память. С 1899 года армянский коньяк ассоциируется с именем русского промышленника Николая Шустова и его сыновей, Николая и Леонтия.

Про Николая Шустова-сына в Ереване вам расскажут, как минимум, три истории, в которых проявился его гениальный талант пиарщика.

В 1900 году на Парижской выставке он представил армянскую продукцию для слепой дегустации и получил Гран-при. И, если верить легенде, французы разрешили называть этот превосходный напиток именно армянским коньяком, а не бренди.

В 1912 году Шустов стал поставщиком Двора его императорского величества. Что тоже стало хорошей рекламой.

И, наконец, между этими двумя датами он провернул хитрую международную акцию: посылал в лучшие европейские рестораны молодых людей благородной наружности, снабжал их деньгами, чтобы те заказывали дорогие блюда, а в конце ужина требовали рюмку шустовского коньяка. Европейские рестораторы разводили руками, мол, такого не знаем, на что молодые «богачи» гневно и шумно покидали «непродвинутое» заведение. А его владельцу не оставалось иного выхода, как отправлять заказы «Шустову и сыновьям».

Вообще в активе компании было много оригинальных и по нынешним временам акций. Даже продакт плейсмент использовали, правда, на театральной сцене…

Свою лепту в рекламу армянского коньяка в разные годы внесли и уже упомянутый буревестник революции, и Сталин, и Черчилль, и народный артист СССР Армен Борисович Джигарханян.



Сегодня в Ереване есть два коньячных завода, когда-то бывшие единым организмом. Одним с 1998 года владеет «Перно Рикар» и называется он Ереванский коньячный завод «Арарат». Второй (он-то нас и пригласил вместе со своим российским партнером – компанией «Лудинг») принадлежит олигарху и политику, экс-чемпиону мира по армреслингу, президенту НОК Армении, отцу шестерых детей Гагику Царукяну. На официальном сайте завода есть трогательная фраза за подписью владельца: «Волей Господа и его благословеньем, во славу Родины и во благоденствие народа моего и семьи моей, приобрел, обновил и завещал свято охранять славную частичку нашей истории – Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат «Арарат».

Таким образом, оба «Арарата» отличаются по большому счету владельцами, пропиской и принадлежащими им брендами. Главный козырь ЕКВВК – коньяк «Ной», марочный и ординарный.



Праздник благословения винограда – это отнюдь не пиар-акция. Это религиозная традиция, идущая еще с дохристианских времен. Первые гроздья созревшего винограда (основной сбор проходит в сентябре-октябре) приносят в церковь в воскресный день, следующий за 15 августа. По церковному календарю это – Успение Пресвятой Богородицы. И виноград – еще и подношение Богоматери.





«Наша» церемония проходила не в церкви, а на территории комбината «Арарат», тщательно ухоженной и украшенной. Для производства «Ноя» используются белые сорта винограда – мсхали, воскеат, кангун, гарандмак и ркацители. Они и лежали на столах. После ритуала (священнослужитель читал фрагменты из Библии, троекратно благословлял лозу и гроздья, а после плоды раздавали гостям), мы пили и ели (не только виноград), и слушали звезд армянской эстрады и даже сами танцевали с фольклорными артистами.





Вел концерт (с блеском!) прекрасно известный читателям «Состава» Гор Григорян с радио «Ван», неоднократный победитель рекламных фестивалей. Семь (как время летит) лет назад здесь было мое интервью с ним.

Что еще добавить к прекрасному, по-настоящему «дольчевитовскому» послевкусию этой поездки? Жду холодов, чтобы вдумчиво дегустировать подаренное в Ереване «чистое золото» – коллекционный «Ной», выпущенный к 130-летию комбината.

 



Влад Васюхин - журналист и поэт, автор нескольких книг, в том числе сборника интервью о рекламе "Креативная кухня", официальный представитель в России международного фестиваля рекламы Golden Drum.

Dolce Vita - в переводе с итальянского "сладкая жизнь".

"Dolce Vita с Владом Васюхиным" - рассказ о тенденциях и событиях, разговор с людьми, которые живут насыщенно и вкусно.

Влад Васюхин приглашает к взаимоинтересному сотрудничеству тех, кто сам живет жадно и вкусно и дает жить другим. Готов рассказать о вас и ваших проектах. Мейл для связи: vlad-1@ya.ru.
Публикации
2013
развернуть
2012
развернуть
2011
свернуть
Смотрите также

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов