Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
27.10.2025 в 11:10

Тренды фитнес-индустрии: как создать клуб, который не прогорит

Персонализация, здоровье, сообщество: три кита прибыльного фитнеса

Российская фитнес-индустрия переживает интересную эпоху. С одной стороны, потенциал для открытия новых пространств еще довольно большой не только в регионах, но и в столице. С другой стороны, конкуренция уже достигла той стадии, когда выживают сильнейшие. Точнее, любимейшие. То есть те, кто сумели максимально полно и точно ответить на запрос целевой аудитории. О трендах фитнес-индустрии и правилах рентабельного клуба рассказала генеральный директор сети семейных фитнес-клубов «ДОНСПОРТ» Мария Лыткина.

Мария Лыткина

Персонализация процесса тренировок

Тренд на персонализацию тренировок — локальный ответ на изрядно вымотавшую всех теорию «достигаторства». Люди устали гнаться за идеалом, им важно получить от занятий то, что нужно именно им.

В нашей сети мы наблюдаем стабильный рост числа клиентов, вовлеченных в дополнительные платные услуги. Проще говоря, увеличивается процент людей, которые занимаются с персональными тренерами. Если еще два года назад этот показатель составлял 17%, то сейчас превысил 30% в сегменте «премиум», а в сегменте «люкс» доходит до 60%.

Тренды, которые работают:

  • Индивидуализация тренировок. Все более индивидуальными становятся даже групповые тренировки. Как это можно организовать? Например, с помощью специальных пульсометров. Человек надевает устройство во время групповой программы, и тренер в режиме реального времени отслеживает его самочувствие и регулирует нагрузку — рекомендует замедлиться или, напротив, прибавить темп.
  • Спрос на авторские программы. К этой же тенденции можно отнести растущий спрос на авторские программы от звездных тренеров. Люди быстро устают от повторяющихся упражнений и выбирают уникальные программы тренировок, представленные только в их клубе.
  • Клубная «служба заботы». У нас есть служба заботы, которая напрямую звонит каждому действующему клиенту и выясняет, почему он посещает клуб, в чем заключается его истинный запрос. После выявления цели записывает на услугу или консультацию к необходимому специалисту — тренеру или нутрициологу. Ну а если человек говорит, что хочет найти себе пару (такое тоже часто бывает), то приглашаем посетить наши клубные мероприятия.

Фокус на здоровье

Эксперты объясняют, что этот тренд сформировала пандемия, когда люди всерьез задумались о своем здоровье. В последние несколько лет фитнес перестал восприниматься только как способ похудеть или получить желаемый рельеф. Теперь регулярный спорт стал важнейшей частью здорового образа жизни. Поэтому клиентам уже недостаточно просто знать, что в клубе есть врач, к которому можно обратиться в случае травмы. Они хотят пройти полный чек-ап своего здоровья.

«Здоровые» тенденции:

  • Мониторинг состояния здоровья. Именно для таких клиентов фитнес-клубы, в том числе «ДОНСПОРТ», стали предлагать бонусные программы дополнительного медицинского страхования, по которым можно практически мгновенно получить консультацию врача необходимого профиля. При этом врач находится в постоянном контакте с тренером, а также в команду включаются и другие специалисты. В первую очередь, диетологи и нутрициологи.
  • Тренировки с низкой интенсивностью упражнений. Еще одним нюансом этого тренда можно назвать растущий спрос на низкоинтенсивные тренировки — йогу, пилатес, программы для растяжки. Если еще 5−10 лет назад люди не понимали, что такое пилатес, то сейчас мы не открываем новые залы без таких тренировок.
  • Спрос на услуги нутрициологов. Мы замечаем значительный рост спроса на консультации нутрициологов. Люди хотят не просто получить красивую фигуру, но и наладить правильное питание, отказаться от медикаментов, восполнить дефициты.
  • Спрос на антистресс-занятия. Запрос на антистресс-занятия растет, поэтому расписания появляются йога, цигун и медитации.

Осторожно, онлайн!

Казалось бы, пандемия должна была выработать привычку к онлайн-занятиям, но в фитнесе этого не случилось. Создание качественных онлайн-уроков требует огромных ресурсов, и эти затраты совершенно не окупаются. Ролики бесконтрольно сливаются в сеть, а тренеры если и нарабатывают клиентскую базу, то только себе, а не клубу.

Я не знаю ни одного положительного примера, чтобы компания вложилась в онлайн-уроки и получила положительный результат. Обычно онлайн тренируются не более 5% от общего числа клиентов. Зато были кейсы, когда пропадали постоянные клиенты, потому что тренеры, записывающие онлайн-уроки, уводили их из клуба. Люди платили им напрямую, а это никак невозможно проконтролировать.

Вместе с тем, даже такому спорному явлению, как видеоуроки, можно найти полезное применение. Например, предлагать их не в мобильном приложении, а на видеопроекторе прямо в зале. Для клиентов, которые опоздали на любимую программу, это может стать приятным бонусом.

Успеть все

А это уже реакция клиентов фитнес-центров на постоянно ускоряющийся темп жизни. Далеко не все и не всегда могут позволить себе провести в спортивном клубе несколько часов, посетив за один визит и тренажерный зал, и бассейн, и хамам. Вместо СПА-дней клиенты выбирают интенсивные короткие тренировки (Functional training, ABS (пресс), Stretch, Trekking), которые легче вписать в рабочий график.

Соответственно, клубы стали все чаще предлагать сокращенные форматы, и в расписании теперь можно увидеть 30-минутные групповые программы и для зала, и для бассейна.

От пенсионеров до пионеров

Возрастной диапазон посетителей фитнес-клубов с каждым годом становится все шире. В нашей сети аудитория 50+ сейчас занимает 30% общей клиентской базы, и доля таких клиентов растет. Как правило, для этой возрастной категории предлагаются специальные программы. Причем не только цигун, ЛФК или «здоровая спина», но и, например, энергичная зумба.

В свою очередь, подростковая аудитория сформировала локальный тренд на «геймификацию» тренировок. Фитнес в VR-очках — это тоже примета сегодняшнего дня. Мы тоже присматриваемся к этому формату и планируем внедрить его в одном из наших клубов.

Фитнес по подписке

Фитнес по подписке — это еще один спорный тренд. Меняются не только наши спортивные предпочтения, но и потребительское поведение. Компактные фитнес-клубы экономкласса стали все активнее использовать практику рекуррентных платежей, когда списание средств с клиента происходит помесячно, как за подписку на онлайн-кинотеатр или любую другую услугу. Кто-то предоставляет возможность оплачивать не месяц занятий, а только отдельные тренировки. Особенно ярко эта тенденция проявляется в клубах, расположенных в районах с большим количеством офисов и бизнес-центров.

Сегодня фитнес по подписке предоставляет ряд сервисов: «Фитмост», FitStars, StepGo. «Фитмост», кстати, пытается сотрудничать со всеми крупными сетями, но мы отказались, потому что понимаем, что там совсем другая целевая аудитория.

Крупные фитнес-центры, а также клубы премиального уровня пока остаются в стороне от этой тенденции. Клубные карты на 12 или 15 месяцев активно покупаются и сегодня, особенно если речь идет об объектах, расположенных в жилых комплексах. Люди понимают, что вряд ли они в ближайшее время куда-то переедут, а вот неминуемая индексация цен в связи с инфляцией — это, наоборот, вполне реальная перспектива. Постоянные клиенты зачастую готовы купить по фиксированной цене не только годовой абонемент, но и карту на три или даже пять лет.

Семейный формат

На мой взгляд, 3 тыс. квадратных метров — оптимальная площадь для многофункционального фитнес-клуба. Основное преимущество такого формата заключается в том, что туда можно прийти всей семьей. Соответственно, главный минус бутиковых клубов и студий связан с необходимостью пристроить куда-то детей на время занятий.

Семейный формат, в свою очередь, подразумевает близость к дому. В Москве прирост спортивных объектов в 2025 году составил 24%. Люди в хорошем смысле слова избалованы возможностью выбора и уж точно не хотят стоять в пробках, чтобы позаниматься спортом. В идеале — просто спуститься в лифте из квартиры, и таких предложений становится все больше.

Сегодня фитнес «у дома» — это крайне востребованный формат, поэтому практически все жилые комплексы в Москве, в том числе объекты компании «ДОНСТРОЙ», строятся со своими фитнес-центрами. Можно даже встретить проекты, где помимо основного клуба есть еще небольшие спортивные или тренажерные залы в каждом корпусе.

Роскошь общения

По нашей сети мы видим, что сейчас очень популярны клиентские мероприятия — клубные чемпионаты, фитнес-туры и любые другие совместные активности, даже не связанные со спортом. Например, кинопоказы в залах групповых программ, лекции врачей и других специалистов, выездные мероприятия — триатлон, соревнования по бегу.

Учитывая высочайший уровень конкуренции, я уверена, что удержаться на рынке смогут клубы, которые создают не только инфраструктуру, но и сообщество, пространство для общения. Мы всегда помним, что в любой момент по соседству с нами может открыться новый фитнес-клуб с такими же тренажерами и программами. И в этом случае удержать клиентов смогут те приятные эмоции, которые как раз и рождаются на объединяющих мероприятиях.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.