Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
13.03.2021 в 15:00

Счастливые часов не наблюдают: как заключить почасовой договор с креативным агентством

Эксперты Jekyll&Hyde и Runetlex — о нюансах и подводных камнях почасового рейта в креативном бизнесе

Иногда для работы с агентством рекламодателю удобнее заключать не договор подряда, а с почасовой оплатой. Этот вариант имеет ряд своих преимуществ, но и несет в себе некоторые риски. Когда имеет смысл прибегать к почасовому рейту? Какие нюансы стоит учитывать и как не убить друг друга в спорах о подсчетах? Сооснователь и генеральный директор креативного агентства Jekyll&Hyde Елена Паламарчук вместе с партнером юридической компании Runetlex Павлом Мищенко рассказали о юридических тонкостях работы креативного агентства и оформления отношений с клиентами.

Оценивайте целесообразность

Первое, что стоит отметить, заводя разговор о почасовой оплате услуг, — это то, что есть ограниченное число кейсов, в которых почасовая оплата услуг целесообразна. Добросовестные креативные агентства обычно предлагают такой тип контракта в двух случаях:

  • Когда заказчик чувствует себя не очень уверенно на этапе постановки задачи, избегает конкретики и плавает в формулировках целей. Такое часто бывает, если компания делает первые шаги в работе со своими коммуникациями и у нее нет опыта работы с агентствами;
  • Если заказчик явно демонстрирует свое намерение активно включиться в процесс работы над проектом и хочет много экспериментов. В этих случаях почасовка действительно имеет смысл и дает пространство для маневра.

Работая таким образом, команда проекта вполне может существовать в режиме «подвижного брифа» и в целом при необходимости отходить от каких-то установок, обозначенных на старте проекта. Почасовка снимает ограничения по итерациям правок, количеству комментариев и частоте встреч. Включая почасовую оплату, заказчик и агентство переходят в режим работы в формате единой проектной команды. Часть работы над проектом при этом выглядит как консультирование, менторинг.

С юридической точки зрения почасовка имеет свои особенности. Когда мы говорим о «выполнении работ» и «договоре подряда», то существенными условиями являются объем и срок выполнения. В почасовке мы не можем заранее зафиксировать четкое техническое задание и сказать, когда именно работа будет выполнена.

Почасовка оформляется договором «об оказании услуг». В отличие от «работ» здесь в первую очередь важен процесс.

Заказчик оплачивает рабочее время исполнителя, которое тот тратит на выполнение заданий. Результат может получиться, а может не получиться. Например, если заказчик все время дает разные вводные и уточнения, то у исполнителя просто нет возможности довести задачу до результата

Закрывая договор с почасовым рейтом, в акте описывают перечень оказанных услуг с указанием затраченных человекочасов по каждой из них. Непосредственные результаты работ тоже по желанию могут быть зафиксированы, но основанием для оплаты будет именно время специалистов, потраченное на проект.

Пример: фрагмент акта к договору с почасовым рейтом

Рекомендация заказчику. Не воспринимайте почасовку как универсальный инструмент и способ решить все проблемы. Трезво взвешивайте актуальность ее преимуществ для ваших конкретных задач. В первую очередь ответьте на вопрос, насколько для вас важно вникать и погружаться в процесс работы агентства. Что вам важнее: получить результат по ТЗ или же иметь возможность не привязываться к жесткому результату? Во второй случае будет актуальна почасовка.

Взвешивайте риски

Освобождая от некоторых ограничений, почасовка становится источником определенных рисков. Главный из них связан с бюджетом проекта. В случае заключения договора на конкретный объем работ вы можете быть уверены, что за Х рублей к определенной дате вы получите Y результат. В случае с почасовкой есть риск увлечься экспериментами, попытками попробовать разные варианты развития идеи и другими «шагами в сторону» — и израсходовать запланированный бюджет, не увидев итогового результата. Поэтому всегда нужно держать в уме, что почасовка не просто снимает ограничения, продиктованные брифом и ТЗ, и развязывает вам руки — она заменяет эти ограничения на другие, денежные.

Другой риск — скатиться в микроменеджмент и начать использовать агентство как собственные руки, забывая о его компетенциях в области стратегии и креатива.

Третий риск — нарваться на недобросовестное агентство, которое будет стремиться «освоить» как можно больше часов, не приближая вас к решению вашей задачи.

Рекомендация заказчику. Выбирая агентство для работы с почасовой оплатой, особенно внимательно отнеситесь к оценке его репутации, портфолио и отзывов предыдущих заказчиков. Вы должны чувствовать доверие к этим специалистам, у вас не должно возникать желания «от и до» рассказать им, что и как надо сделать.

Держите руку на пульсе

Многие креативные агентства, когда речь идет о работе на почасовке, считают нормой сообщать информацию о потраченных на проект часах раз в месяц. Это очень редко. Такая периодичность чревата повышенным риском конфликтов на ровном месте.

Мы рекомендуем выбирать формат еженедельных отчетов. Это позволяет заказчику наглядно, в режиме реального времени, соотносить движение по проекту с балансом потраченных часов и бюджета. Так вы действительно контролируете, что происходит. А значит отпадают сомнения в том, насколько честно агентство проводит подсчеты и уменьшается вероятность неприятных сюрпризов по итогам месяца.

Пример: отрывок из еженедельного отчета клиенту

Рекомендация заказчику. Настаивайте на еженедельной отчетности по затраченным часам и, главное, не относитесь к ней как к бумажке «для галочки». Внимательно изучайте отчетности, не откладывая «на потом».

Договоритесь о единой системе координат

Еще один важный момент, который обязательно подробно обговаривается на берегу и прописывается в договоре, — как подсчитываются часы. Грязно или чисто? Что считается, а что не считается? Отгружает ли агентство заказчику скринкасты в качестве подтверждения затраченных ресурсов или ограничивается текстовыми отчетами? Алгоритм подсчета должен быть понятным и прозрачным для обеих сторон. Если со стороны заказчика не все понимают, как и за что списывается оплата, — это почти гарантированно грозит конфликтом.

Естественно, в случае работы на почасовке должны использоваться соответствующие программы учета рабочего времени (к примеру, Paydirt или Toggl), а сотрудники агентства должны обладать определенным этикетом его фиксации.

Есть мнение, что жесткие рамки отчетов осложняют творческим специалистам жизнь и даже демотивируют. Это не так. На самом деле при грамотно выстроенных в агентстве процессах и системе мотивации сотрудники наоборот оказываются заинтересованными в честном подсчете своих временных ресурсов.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.