Пять лет назад Plenum изменило подход к управлению проектами в агентстве: объединило роль аккаунта и менеджера. С тех пор проектными командами руководят бренд-продюсеры. Его команда убедилась, что ответственность за проект в руках одного человека — удобно и для клиента, и для агентства. Операционный директор Plenum Павел Нестеренко собрал ключевые направления работы бренд-продюсера и рассказал Sostav об актуальных решениях в сфере управления проектами, как стать крутым бренд-продюсером и чем он отличается от менеджера.
Кто такой бренд-продюсер
Продюсирование проектов — не только операционные задачи и работа с документами. Это гораздо более объёмный и многомерный процесс. Бренд-продюсер погружен в проект на всех этапах, он знает тонкости работы на каждом участке, возможные подводные камни и слабые места. Именно такая вовлечённость в проект формирует один из главных продюсерских навыков — умение взглянуть на выстроенный процесс со стороны и понять, в какой момент его необходимо скорректировать, приняв принципиальные решения.
От менеджера бренд-продюсера отличает более широкая зона ответственности.
Оценка рисков. Бывает так, что в процессе работы клиент не видит или не осознаёт важных факторов успеха: перепроверка гипотезы на данных, юридическая консультация, привлечение узкопрофильных специалистов и тому подобное. Задача продюсера здесь заглянуть на несколько шагов вперёд, увидеть риски до того, как возникнет проблема и предложить лучшее решение.
Коммуникация между агентской и клиентской командами. Иногда для того, чтобы проект двигался дальше, от продюсера требуются непростые решения. Например, полностью сменить команду или начать работу заново. Продюсер, как медиатор между агентской и клиентской командой, должен вовремя оценить обстановку, выявить проблему, обсудить со всеми участниками процесса и предложить лучшее решение из возможных, приняв риски и свою долю ответственности.
Распределение ресурсов на проекте. Продюсер оценивает проект с точки зрения баланса ресурсов команды, финансовой стороны вопроса и объективных возможностей клиента жить с тем или иным решением. Если в процессе работы становится понятно, что в данном конкретном случае нужно простое решение или клиент сейчас не готов рисковать — это окей.
Задача продюсера — постоянно регулировать, какое решение будет уместно, и правильно распределять ресурсы команды.
На мой взгляд, хороший продюсер — это полноценный бренд-консультант, который всегда привносит в проект часть себя, своих знаний, своего вкуса и эстетики — профи, постоянно включенный в процесс на всех этапах.
Как стать крутым бренд-продюсером
В управлении проектами есть два вектора, которые необходимо развивать продюсеру: работа с клиентом и командой и работа с внешней средой. Разберём по порядку.
Работа с клиентом и командой. Первое, что делает продюсер на проекте — это постановка задачи. Часто бывает так, что клиенту нужна помощь с формулированием желаемого результата — продюсер вместе с клиентом и аккаунт-менеджером оценивают потенциал проекта и определяют, что именно нужно. После формулирования задачи мы переходим к классификации проекта — она понадобится, чтобы правильно распределить ресурсы и спланировать работу. Как правило, все проекты можно условно разделить на три типа:
Следующая важная задача продюсера — планирование работы. И начинается она с формирования команды внутри. Продюсер приходит в креативные и стратегические цеха и оценивает, достаточно ли агентских ресурсов — можем ли мы реализовать проект силами внутренней команды или понадобятся внешние специалисты.
После того, как проектная команда собрана, проводится два кик-оффа.
Проект запущен в работу — время собирать команду специалистов. Обычно её формирование начинается с оценки свободного ресурса: продюсер выясняет, кто из специалистов более свободен. Затем консультируется с руководителями отделов, кто лучше подойдет на проект по уровню навыков, опыту и профессиональным интересам. Возможно, для выполнения проекта нужны какие-то специфические навыки, например усиленная экспертиза в дизайне упаковки или ритейл-проектах. В любом случае, команда подбирается так, чтобы у людей был опыт решения схожих задач.
Также важен человеческий фактор. У всех людей разная ментальность, цели, отношение к миру и жизни, и это нужно учитывать. Команда — живой организм, и в идеале найти ещё и персональное совпадение. Например, если для проекта доступно несколько человек, надо поговорить с каждым и выяснить, кому из них этот проект больше отзывается. У всех есть свои профессиональные желания и табу — мы стараемся давать людям делать то, что они любят делать. Просить выполнить задачу, которая совсем расходится с личными ценностями можно только в исключительных случаях.
Работа с внешней средой. В идеальном мире в работу по проекту входит не только его реализация и грамотное юридическое завершение, но и создание красивого кейса для продвижения агентства и самого бренда. При этом, жизнь проекта после финального платежа — во многом ответственность продюсера и его профессиональный интерес, ведь реальный оформленный проект может стать отличным дополнением к личному портфолио.
Влияние продюсера на подготовку кейса начинается задолго до завершения проекта. В идеале нужно изначально выстраивать партнёрское взаимодействие и рассказать клиенту, какую пользу может принести кейс, ведь его участие здесь просто необходимо. Продюсер при этом продолжает быть главным связующим звеном между командами клиента и агентства: именно он инициирует подготовку и курирует процесс, привлекая нужные ресурсы, чтобы кейс получился ярким и содержательным.
Вообще, бренд-продюсер — это не просто название, а состояние души и особый склад характера. Есть множество примеров внутри индустрии, когда функции продюсера выполняет человек, занимающий другую должность. Это в первую очередь опыт и прокачанные скилы. Если вы способны эмпатично руководить и вести за своими идеями, не забывая при этом о задаче — вы ближе к продюсированию, чем думаете. Бренды делаются людьми и для людей. Грамотный менеджмент здесь на первом месте и только он помогает создавать кейсы, которые живут долго и счастливо.