Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
25.12.2015 в 15:30

РАЭК закрыла борцов с рекламой у пиратов

Ассоциация приостановила деятельность кластера "медиа" и проведет расследование его заявлений

3
 

Попытка легальных площадок принудить рекламные агентства и рекламодателей к прекращению сотрудничества с пиратскими сайтами в обход действующего законодательства обернулась неприятностями для самих авторов данной инициативы – кластера «Медиа» РАЭК. Ассоциация приостанавливает деятельность кластера и проведет расследование её скандальных заявлений. Sostav.ru выяснил, кто стоит за кластером и каков правовой статус его претензий.

Кластер «Медиа» при Российской ассоциации электронных коммуникаций появился всего три месяца назад и успел за это время стать главным ньюсмейкером по теме борьбы с нелегальным контентом в Рунете. При этом, если раньше вектор подобных объединений был направлен на блокировку нелегального контента, то данное объединение решило обрушиться на каналы монетизации контента – платежные системы, и, конечно, рекламодателей и агентства, которые размещают рекламу на пиратских по их мнению ресурсах.

Идея прямо, прямо скажем, не новая: с подобными инициативами выступали и выступают на западе и голливудские студии, и представители профессиональных объединений. Еще летом 2013 года на эту тему задумались и мы: Sostav.ru провел большую работу и собрал многочисленные свидетельства размещения крупнейших брендов на нелегальных онлайн-кинотеатрах и торрент-трекерах. С этими материалами мы обратились в ФАС, где получили четкий и ясный ответ: подобное поведение не является нарушением действующего законодательства.

На нет, как говорится, и суда нет: рекламные агентства и их клиентов никто не трогал, а Роскомнадзор боролся с пиратскими сайтами в прежнем ключе – с помощью блокировок. Тем более, что за последние полтора года правообладатели нашли способ монетизировать контент и на пиратских ресурсах, предлагая площадкам заменять пиратку своим плеером и получая таким образом доход от рекламы, часть из которого шла владельцам площадок.

 


Фото Depositphotos

 

Тема наказания рекламодателей за размещение на пиратских сайтах всплыла в сентябре этого года, когда заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин пообещал сделать сотрудничество брендов с подобными ресурсами максимально некомфортным, и даже составить "черный список" рекламодателей, которые финансово поддерживают пиратские ресурсы. Заявление вызвало настолько широкий резонанс, что, как сообщала газета "Ведомости", крупнейшие медиабаинговые агентства запретили сетям выкладывать видеорекламу даже в легитимном контенте.

Тогда в дело вмешался только что созданный кластер "Медиа" РАЭК, в рамках которого прошел круглый стол с участием крупнейших коммуникационных групп. Позиция, которая тогда была принята, сводилась к следующему: бренды ни в коем случае на хотят размещаться на пиратских сайтах, агентства не хотят их размещать, всему виной программатик технологии и рекламные сети.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко по результату той встречи сообщил прессе, что самая главная проблема - не очень понятно, по каким именно критериям тот или иной ресурс можно отнести к пиратским. Председатель кластера "Медиа", гендиректор онлайн-кинотеатра Tvzavr.ru Марина Сурыгина заявила, что экспертная комиссия составит подобный список и сдержала обещание: на днях на сайте кластера появился список из 100 интернет-ресурсов, которые данная организация приписала к пиратским.

Сама по себе эта история наделала немало шума, но гораздо больший резонанс в рекламном сообществе вызвал набор жестких рекомендаций, если не сказать приказов, адресованных игрокам рекламного рынка и их клиентам. Вот несколько цитат из этого заявления:

"Пиратские сайты не имеют права быть участниками рекламного рынка наравне с остальными. В частности, пиратские сайты должны быть исключены из рекламных сетей, распространяющих контекстную, баннерную, видео- или иную дисплейную рекламу... Пиратские сайты присутствуют на легальном рекламном рынке из-за недобросовестности некоторых его участников, при этом мы допускаем, что рекламодатель может быть введен в заблуждение относительно легального или нелегального статуса сайтов, размещающих его рекламные сообщения... Мы утверждаем, что нашей экспертизы достаточно для того, чтобы участники рекламного медиарынка и платежные системы приняли меры по прекращению сотрудничества с сайтами, квалифицированными нами как «пиратские»...".

Достаточно категоричные высказывания, которые вызвали острую реакцию со стороны многих игроков рынка. В первую очередь, к правовому обоснованию подобных заявлений, а также к компетенции лиц, их делающих. Представители кластера, в частности его координатор Алексей Бырдин, продолжили резкую полемику и за пределами своей площадки. Например, в посте исполнительного директора АКАР Валентина Смолякова из уст г-на Бырдина звучат незавуалированные угрозы в адрес крупнейшего объединения рекламщиков и игроков рынка.

 

 

Но это все частности, а теперь давайте решим раз и навсегда правовой статус претензий кластера "Медиа" в отношении рекламного рынка: является ли нарушением закона размещение рекламной информации на сайтах с нелегальным контентом? Нет, говорит регулятор рекламного рынка - Федеральная антимонопольная служба.

"В законе о рекламе не содержится запретов на размещение рекламы тех или иных товаров на определенных сайтах. Такая реклама должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе любых товаров (в том числе, требованиям достоверности, корректности, этичности), а также специальным требованиям, предъявляемым к рекламе отдельных видов товаров. Вопрос о размещении рекламы товаров на тех или иных ресурсах принимает непосредственно рекламодатель. И в данном случае речь идет, в том числе о возможном негативном влиянии на репутацию самого рекламодателя, если он размещает рекламу своих товаров на т.н. пиратских сайтах", - так прокомментировали правовой аспект вопроса в ФАС.

Еще один момент - о компетенции составителей "черный списков" (что, кстати, является нарушением закона): что такое кластер "Медиа" РАЭК? Согласно заявлению самой ассоциации, кластер был создан три месяца назад в рамках общей концепции кластеров РАЭК - "максимально автономных саморегулируемых групп организаций, объединившихся на платформе РАЭК по отраслевому принципу".

Председателем кластера "Медиа" является, как уже отмечалось выше, глава TVzavr Марина Суригина, координацией действий кластера и ее наиболее активным членом - Алексей Бырдин из некой Ассоциации "Интернет-видео". Связь кластера и АИВ видна невооруженным глазом: в разделе новости дублируются все инициативы кластера, в Бырдин числится в АИВ в качестве генерального директора.

 

Руководство и эксперты кластера "Медиа" РАЭК

 

У Ассоциации "Интернет-видео", которая, судя по информации на сайте, существует с 2013 года, всего пять членов: это онлайн-кинотеатры ivi, Megogo и TVzavr, а также сервисы дистрибуции контента "Амедиатека" ("Амедиа") и TV1000 Play (Viasat). При этом представителей Megogo и ivi не вошли в кластер РАЭК, от "Амедиа" там сразу два человека, от TVzavr председатель, а Viasat представляет, видимо, сам Бырдин, который был до недавнего времени PR-директором этой компании.

Таким образом, в кластере "Медиа" РАЭК нет представителя ни одного онлайн-кинотеатра, кроме TVzavr, ни одного крупного производителя российского телеконтента, кроме "Амедиа", ни одного кабельного оператора, кроме Viasat.

Более того - из 16 экспертов включая руководство читатель скорее всего узнает всего двух - главу "Амедиа" Александра Акопова и известного эксперта, недавнего сотрудника АЦ Vi, а ныне Mail.ru Group Алексея Беляева. Мы спросили у представителей крупнейшего в России онлайн-кинотеатра ivi о природе их взаимоотношений и АИВ и причину их отсутствия в числе экспертов кластера, однако в компании предпочли воздержаться от комментариев.

 

Кластер "Медиа" дублировал позицию Ассоциации "Интернет-видео"

 

И именно это объединение, в числе участников которого нет не только ни одного представителя рекламного рынка, но и весьма скудно представлен рынок дистрибуторов легального контента, интересы которых оно якобы защищает, взяло на себя ответственность за определение пиратских сайтов, а также диктат условий площадкам, агентствам, рекламным сервисам и рекламодателям. Так как все это происходило "под прикрытием" известного бренда РАЭК, терпеть подобное поведение Ассоциация более не могла.

Ниже мы публикуем полный текст обращения РАЭК в связи с ситуацией вокруг кластера "Медиа":

"Ассоциация электронных коммуникаций, признавая неоднозначность ситуации, сложившейся в связи с последним громким заявлением Кластера “РАЭК / Медиа” в отношении вопроса размещения рекламы на пиратских интернет-ресурсах, заявляет публично:

По своей сути введенный год назад институт “Кластеров РАЭК" – это концепция максимально автономных саморегулируемых групп организаций, объединившихся на платформе РАЭК по отраслевому принципу, при этом каждый Кластер обладает максимальной автономностью в своих действиях, при условии руководства и координирования работы Кластера представителями отрасли, ей же одобренными и при условии согласования принципиальных аспектов своей работы и позиции с руководством Ассоциации. При этом в состав членов Кластеров могут входит как действующие члены РАЭК, так и организации, не являющиеся членами.

Вопрос о создании / приостановлении / прекращении работы Кластера – находится в компетенции Директора НП "РАЭК", но также может выноситься на обсуждение Совета РАЭК и/или Общего собрания членов РАЭК.

Кластер “РАЭК / Медиа” стартовал свою работу три месяца назад, и за столь короткий срок своей работы инициировал рекордное число проектов, обсуждений и инициатив, многие из которых стали весьма резонансными и вызывали масштабные обсуждения в отрасли.

Принимая во внимание особый резонанс и пристальное внимание представителей интернет-бизнеса, пользовательского сообщества, правообладателей и государства к самой последней инициативе и последовавшему за ней заявлению Кластера “РАЭК / Медиа” в отношении вопроса размещения рекламы на пиратских интернет-ресурсах, а также спровоцированный этим заявлением диалог экспертного и пользовательского сообщество, руководством РАЭК принято решение вмешаться в деятельность и экспертную работу Кластера “РАЭК / Медиа”, пристально изучить деятельность Кластера и те экспертные и дискуссионные процессы, которые привели к данному заявлению.

РАЭК признает, что в данном случае – налицо нестандартная ситуация, связанная с неоднозначной трактовкой инициатив Кластера в профессиональных кругах, а также с оценкой деятельности Кластера в PR-плоскости. Руководство РАЭК и Председатель Кластера “РАЭК / Медиа” приостанавливают публичную деятельность Кластера сроком на 1 мес., вводят запрет на любые высказывания по данной теме от имени Кластера в СМИ и социальных медиа – вплоть до момента завершения внутреннего расследования последних инициатив Кластера и их первоисточника.

По итогам внутреннего расследования (ориентировочные даты его окончания: конец января 2016 года) будет представлен публичный отчет и предложения по возобновлению деятельности Кластера, его реструктуризации или закрытию. В будущем работа Кластера будет находиться под пристальным вниманием руководства РАЭК".

 

Новости по теме
Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.