Совокупные потери авторов и других правообладателей от использования генеративного контента в России в период с 2025-го по 2030 год могут достигнуть 1 трлн руб. Такую оценку представили исследователи НИУ ВШЭ на пленарной сессии форума «IPQuorum.Музыка». Об этом сообщают «Ведомости».
Авторы исследования выделили два ключевых вида ущерба. Первый связан с замещением труда авторов и снижением оплаты за заказы, что, по прогнозу, приведет к потерям в размере 935,2 млрд руб. Второй вид ущерба обусловлен сокращением доходов от произведений, полностью или преимущественно созданных с помощью ИИ. Потери в этой категории оцениваются в 68,5 млрд руб., включая распространение в интернете (38,9 млрд руб.), бездоговорное управление правами (4 млрд руб.) и дистрибуцию через другие каналы (25,6 млрд руб.).
Исследователи рассчитывали потери для профессий, которые наиболее подвержены рискам от использования ИИ. Всего было выделено 12 таких групп.
Наибольшие риски для профессий, подверженных воздействию генеративного контента, выявлены у переводчиков и лингвистов — к 2030 году доля ИИ-генерируемого контента в этой сфере может достичь трети всего объема. За ними следуют писатели, поэты, композиторы (28%), программисты и разработчики приложений (26%), журналисты (24%) и специалисты по рекламе и маркетингу (22%).
В частности, наибольшие потери от замещения труда ИИ понесут программисты и разработчики приложений (542,3 млрд руб.), специалисты по рекламе и маркетингу (169,9 млрд руб.) и переводчики с лингвистами (48,8 млрд рублей). В то же время крупнейший ущерб от ввода в оборот генеративного контента ожидается у писателей, поэтов и литераторов (42 млрд руб.), а также у музыкантов, певцов и композиторов (25,25 млрд руб.).
Методика расчета потерь включала анализ российского законодательства в сфере авторского права, Общероссийского классификатора занятий, доклада МОТ «Generative AI and Job» и оценки потенциала применения генеративных нейросетей. Для расчета ущерба от снижения оплаты использовались данные Росстата, HeadHunter и агрегатора «Город работ», а для оценки дистрибуции — показатели поступлений авторам и другим правообладателям от бездоговорного управления правами и распространения произведений.
