Sostav.ru

Карты рекламного рынка

Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot WPF
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
12.12.2018 в 14:30

Как бизнес может помочь социальной адаптации глухих и слабослышащих людей

В бизнесе никогда не поздно проявить добросердечность, считает основатель ювелирной школы «Карат» Виталий Сочнев. Уже более 10 лет в его школе глухие и слабослышащие люди проходят социальную адаптацию через обучение и работу.

В канун праздников, когда все подводят итоги, и каждый старается успеть сделать что-то хорошее, Виталий на своем примере рассказывает о том, как бизнес может помочь тем, кому нужна помощь.

Виталий Сочнев, бизнесмен, основатель ювелирной школы «Карат»:

Если бы кто-то в юности сказал, что я стану успешным человеком, серьезно займусь бизнесом и буду учить уму-разуму других, наверное, никто бы этому не поверил. Я был проблемным молодым человеком: вырос практически без отца, мама тяжело работала и не имела возможности уделять мне много внимания, учился плохо, никаких особых надежд не подавал. Опыт собственной юности привел меня к выводу, что не стоит отмахиваться от проблемной молодежи.

Да, с ними непросто, надо возиться, заниматься. Но пользы от неординарных личностей гораздо больше, чем от стандартных отличников, паинек и маминых деток. У таких людей больше нераскрытых способностей, мощнее потенциал, они обладают более раскованным мышлением. Поэтому когда на обучение в созданную мной в г. Саратов ювелирную школу «Карат» приводят сложных молодых людей, я не отмахиваюсь от них, как другие, а охотно принимаю.

Но проблемы у всех разные. У кого-то они уходят корнями в воспитание, у некоторых — трудности психологического характера, у других — физические. Физические проблемы считаются самыми сложными. Например, ситуация с глухими и слабослышащими.

Кому они нужны? Мне тут же возразят, что есть, разные общественные организации, благотворительные фонды, федеральные программы, которые работают с такими людьми. Но, сомневаюсь, что они охватывают всех, кто в этом нуждается. К тому же помощь нужна постоянная, социально адаптивная. Даже благотворительная покупка слухового аппарата вряд ли сразу интегрирует молодого человека в социум. Он что-то начал слышать, но что дальше? Чем он будет заниматься? Как заработает себе на жизнь? Почувствует ли себя таким, как все? Станет ли он от этого благополучнее и счастливее? Современное общество не готово охватить своей заботой всех, кто в этом нуждается. Думаю, во многих подобных ситуациях способен помочь бизнес.

Благотворительность — неотъемлемая часть моего образа жизни. Помощь я оказываю давно и постоянно. Но решить проблемы конкретного человека разовой, пусть даже весьма солидной финансовой поддержкой удается не всегда. Вспоминается японская притча о том, что мало дать голодному человеку рыбу, гораздо разумнее вложить в его руки удочку и научить ловить. Этот восточный принцип стал для меня концепцией отношения к людям в целом, особенно к тем, у кого есть проблемы с физическим здоровьем. Но как я могу реализовать это на практике, я не знал, пока однажды в ювелирной школе «Карат» не появился Антон — парень с проблемами со слухом. И тогда я понял — время пришло.

Антон

История саратовской ювелирной школы «Карат» берет свое начало с 2006 года. Первоначально я создавал ее в чисто прагматических целях, мне пришлось возрождать небольшой семейный ювелирный бизнес, оказавшийся в кризисной ситуации и главной проблемой стало отсутствие кадров. Я изначально планировал, что работать буду по-современному, на новом оборудовании, с использованием новых методик. Старые кадры не готовы были принять инновации. Так родилась идея открыть собственную школу и готовить специалистов в соответствии со своей концепцией и своим видением ювелирного производства.

Обучение в школе «Карат» организовано с учетом индивидуальных особенностей и возможностей курсантов. Все теоретические знания тут же закрепляются на практике, на базе имеющегося у меня небольшого ювелирного производства. За годы существования школы новую профессию освоили более 300 человек. Не обязательно это были те, кто намеревался трудоустроиться в ювелирном бизнесе. Кто-то воспринимал обучение в школе как увлекательное хобби. Иные просто хотели присмотреться к новой профессии. В общем, мотивы у моих курсантов были самые разные. Но общение с ними доставляло мне большое удовольствие.

К тому времени я уже обладал хорошим знанием ювелирного дела, сам прошел обучение у мастеров. Преподавательская деятельность мне нравилось. Поэтому работу с курсантами я оставил за собой. Мне казалось, что за долгие годы работы в школе, в которой получили новую профессию более 300 человек, я вполне освоил методику преподавания ювелирного дела. Но с появлением Антона мне пришлось многое пересмотреть в своей системе.

Антон не слышал, поэтому привычные формы общения для него не подходили. Новая страница в моей преподавательской деятельности открылась для меня с сомнений, смогу ли я справиться с этой задачей. Поначалу я даже денег не хотел брать с него за обучение и отложил оплату до того момента, когда все наладится. На это ушел месяц. Именно столько времени мне потребовалось, чтобы понять — с Антоном у меня все получается!

Подготовка к занятиям с одним этим парнем забирала у меня гораздо больше времени, чем работа со всеми остальными учащимися. Принятой в таких случаях дактилологией я не обладал. Жестового языка не знал. Донести знания до Антона без слов — на первых порах было для меня проблематично. Я старался использовать в общении все: жесты, мимику, отчетливо произносить слова, строить короткие фразы, чтобы мой собеседник хоть что-то смог прочитать по губам. А еще я писал тексты на табличках, использовал для общения планшет, чтобы Антон зрительно мог усвоить незнакомые ему слова и названия.

Следует отдать должное моему необычному курсанту. Он очень старался, оказался восприимчивым и способным. По степени восприятия материала Антон не только не отставал от своих здоровых сверстников, но иногда даже в чем-то превосходил их. Меня успехи моего подопечного воодушевляли, и я с еще большим желанием и энергией продолжал работу с ним.

Естественно, по окончании курса обучения, для меня не было даже сомнений в том, принимать на работу Антона или нет. Конечно же, принимать! Сегодня он успешно трудится на ювелирном производстве, неплохо, по саратовским меркам, зарабатывает. Самостоятельно обеспечивает себя в материальном плане. Глядя на него, думаю, не одна мать хотела бы, чтобы ее сын стал таким же серьезным, ответственным и самостоятельным, как Антон.

Освоенная профессия — это и есть социальная адаптация для Антона. Вместе с ней для него открылась масса новых возможностей:

  • он может продолжить работу в нашем ювелирном цехе, где работает сейчас;
  • может работать в качестве ювелира самостоятельно;
  • может остаться в школе и стать преподавателем для таких же ребят, как он, с ограниченными по слуху возможностями.

Но у меня для него есть более масштабное и впечатляющее предложение. Я готов принять его мастером в одно их своих новых ювелирных ателье, открытых в крупных торговых центрах.

Сеть ювелирных ателье в крупных ТЦ — это моя новая и весьма оригинальная идея. Подобных центров по оснащенности, набору услуг и системе обслуживания в стране еще нет. Все услуги оказываются на основе современного оборудования и новых технологий. Востребованность услуг у населения необычайно велика. Соответственно и качество обслуживания должно быть на высоте.

Кто-то сейчас возразит мне: как же так?! В ТЦ наплыв посетителей, говорим о высокой культуре, а на оказании услуг парень с проблемами со слухом?! Это так, но при желании и правильном подходе все можно организовать. Скажем, администратор принимает заказ, на планшете передает его Антону, а далее — дело техники. Благодаря обучению в ювелирной школе, Антон хорошо подготовлен к своей профессии. К тому же, как и другие люди с нарушенным слухом, Антон обладает более высоким уровнем смысловой догадки. По одному только взгляду на изделие, он вполне способен понять, в каком именно ремонте оно нуждается. В случае сомнений, с помощью планшета можно уточнить заказ у администратора. Ну, а если где-то и возникнут проблемы, я всегда готов прийти своему воспитаннику на помощь.

По сути, Антон очень благодарный человек, и всем своим поведением пытается выразить мне свое расположение и благодарность за внимание, науку и за заботу о его будущем. Но не только этим мне дорог Антон. Благодаря ему, я убедился в том, что могу помочь человеку с ограниченными возможностями установить контакт с миром и не исключить его из общества.

Психологи утверждают, что главная проблема глухих людей в том, что они оторваны от общения. А обучение и работа позволяют человеку вернуть эту связь. Уверен, что ювелирная школа «Карат» в г. Саратов способна помочь десяткам и сотням людей с подобными проблемами.

Что касается меня лично, я убежден: «Никогда не поздно проявить добросердечность». Мне всегда становится тепло на душе, когда благодарные родители воспитанников моей ювелирной школы на прощание говорят мне: «Ваша забота вернется вам сторицей».

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.