В День учителя редакция Sostav.ru вместе с экспертами рынка вспоминает тех, кто когда-то направил, вдохновил, помог поверить в себя — школьных наставников, университетских преподавателей, первых руководителей и коллег, ставших внутренними ориентирами.
У каждого из нас был человек, благодаря которому мы выбрали свой путь, профессию, систему ценностей. Сегодня — повод сказать им спасибо. За терпение, за знания, за веру, которую они вложили в нас, иногда просто сказав: «У тебя получится».
С праздником всех тех, кто научил нас думать, чувствовать и не останавливаться!
Роман Бедретдинов, главный редактор Sostav.ru:
Никогда не забуду Светлану Алексеевну, ставшую нашей классной руководительницей в третьем классе.
Она была настолько продвинутой в сравнении с другими преподавателями, что голова шла кругом! Уроки сексуального просвещения в 1990-м году — только представьте! Именно Светлана Алексеевна показала нам фильм «Терминатор», рассказала, как дети учатся в американских и английских школах. У нас была полная свобода самовыражения и неподдельное уважение со стороны учительницы. Спасибо ей огромное за тот счастливый школьный год.
Ольга Королева, заместитель главного редактора Sostav.ru:
Хочу сказать спасибо всем моим учителям. Сейчас понимаю, что это очень большой труд, призвание, которое держится на огромной любви к детям, к профессии, вере в лучшее и в прекрасное в людях и во всем мире.
Отдельно хочу поблагодарить преподавателя по стратегическому менеджменту — Игоря Валентиновича! Это безумно теплый, «живой», энергичный и заразительный человек! На первом же занятии, на которое мы с подругой опоздали (малыши потерялись в большом корпусе), устроил «показательную казнь», но после показал, что каждый студент для него индивидуальность, личность и будущий коллега. Меня с подругой называл металлистками или металлургами, знал все не только про менеджмент, но и про музыку, мировую политику, психологию. Не раз помогал советом. Таких пошлых шуток, как на его парах, я не слышала никогда, но и предмет мы знали лучше всех.
Анна Корнилова, редактор канала Нетворкинг & ХедХантинг:
Мне посчастливилось встретить на своем пути настоящих учителей — мудрых, понимающих и любящих свое дело.
Такой была моя учитель по математике Зинаида Сергеевна. Я благодарна ей до сих пор за возможность быть услышанной, особенно в переходном возрасте! Именно тогда была заложена мысль, что не нужно бояться говорить.
Виктория Белова, корреспондент Sostav.ru:
Говорят, самые яркие учителя — те, кто учат не только науке, но и жизни. В моей памяти таким остался университетский преподаватель литературы. За шуткой о том, что он «ходячая Википедия», скрывалась не только глубокая эрудиция, но и удивительная многогранность личности. Он с одинаковым мастерством рассуждал об искусстве, в соцсетях демонстрировал свои кулинарные таланты и навыки владения самым разным оружием: от лука и метательных ножей до огнестрельного и ручного оружия. Поэтому мне, как и другим студентам, он запомнился не только блестящими лекциями, но и активностью, инициативой. В хорошую погоду он устраивал в университетском дворике мастер-классы для всех желающих попробовать себя в обращении с нунчаками (конечно, не боевыми, а тренировчными) и даже одалживал их на дом для закрепления результатов.
Екатерина Наклескина, коммерческий редактор Sostav.ru:
Я могу выделить пару учителей, первая — мой классный руководитель. Она была завучем по воспитательной работе, преподавала русский и литературу. И, на самом деле, как бы я не любила, что она меня везде пихала, сейчас я понимаю, что это был очень крутой опыт. Я очень часто выступала на сцене, и это были не концерты, а разные культурные мероприятия. То я играла Екатерину II, то Терешкову, то ездила на дебаты
Второй — мой репетитор по математике и физике. Я терпеть не могла его задачки на логику, проверку IQ, всякие домашки (будто мне в школе их не хватало), но то, как он со мной возился, это конечно нечто. Я всегда забывала про его домашку и делала в день приезда, это научило меня закрывать дедлайны, и тому, что можно растянуть на неделю, сделать за несколько часов.
Олег Кирин, корреспондент Sostav.ru:
В День учителя хочу вспомнить трех педагогов, которым я безмерно благодарен.
Мою школьную учительницу истории и обществознания Валентину Юрьевну. Именно благодаря ее урокам я научился смотреть на вещи с разных сторон и принимать решения осознанно. Она учила отстаивать свою точку зрения и всегда хвалила за крутые дебаты на уроках (вот откуда у зумеров привычка спорить!).
Учительницу химии Римму Абрамовну. Химия была одним из моих любимых предметов, хотя закончил я в итоге журфак. Но на уроки я шел не только ради уравнений и опытов, а еще и ради удивления: как можно так просто и ясно объяснять сложнейшие темы и при этом всегда оставаться энергичной, собранной и стильной — несмотря на кучу учеников и учебную нагрузку.
И мою любимую преподавательницу в университете — Викторию Анатольевну, заместителя декана (кстати, я знаю, что вы читаете Sostav!). Абсолютно чуткий и открытый педагог, которая всегда помогала студентам и никогда не мешала, даже если мы решались на смелые инициативы. Более того, иногда они оказывались успешными, вплоть до изменений в учебном плане.
Спасибо вам за все!
Никита Макаров, корреспондент Sostav.ru:
Я на всю жизнь запомнил свою учительницу литературы Анну Владимировну, ведь именно она привила мне страсть к чтению и научила мыслить свободно. Как сейчас помню тот день, когда она сказала, что ищет добровольцев для участия в конференции по литературе, и я, ради провокации и прикола, отозвался с предложением написать доклад по «Заводному апельсину» Энтони Берджеса. (Кто не знает, это чернушный роман о гопниках, творящих лютый беспредел). Какого же было мое удивление, когда она сказала: «Давай». С ней я познакомился и с творчеством Пелевина, Сорокина и многих других замечательных современных авторов, которые, к сожалению, отсутствуют в нашей образовательной программе, хотя они там очень нужны. Анна Владимировна, если вы это читаете, вы навсегда в моем сердечке.
Ольга Вишневская, CMM Sostav.ru:
Мне очень запомнилась моя первая учительница Светлана Аркадьевна. В первом классе она стала моим проводником в мир школы и успокоила, объяснила, что хоть мы здесь и надолго, все не так страшно. Светлана Аркадьевна никогда не повышала голос, хотя хулиганили мы, наверняка, много. Она только иногда хмурилась, давая понять, что ее терпение на исходе. Она очень добрая, мягкая, светлая, энергичная. Я и мои одноклассники приходили к ней за советом и в старших классах, и когда уже выпустились из школы. Мне хочется, чтобы у всех все первые учителя были именно такими, как Светлана Аркадьевна. А дальше уже — как повезет.
Никита Ликов, директор по связям с общественностью группы компаний
Игроник :
Я очень благодарен своему преподавателю по шведскому языку в Московском государственном лингвистическом университете (Ин-Язе Мориса Тореза). День государственного экзамена по шведскому языку, экзаменационная комиссия состоит из десятка человек — шведский язык знают только мой преподаватель и легенда университета — великий переводчик Михаил Яковлевич Цвиллинг. Остальные понятия не имеют, как на нем говорить.
Я отвечаю на все вопросы, Цвиллинг поворачивает голову в мою сторону и говорит: «Блестяще, хорошие знания». Пауза. Мой преподаватель, который несколько лет меня учил этому языку, вдруг говорит: «Вы знаете, была допущена небольшая стилистическая ошибка, оценка 4». Я не получаю красный диплом, но получаю лучший опыт в жизни — никто не придет тебя спасать, ты всегда будешь один на один с жизнью. Я очень рад, что понял это в двадцать один, а не в тридцать.
Александр Трофимов, руководитель клиентской группы Media 108:
Я благодарен своей учительнице Надежде Валерьевне Логуновой. Она не просто научила читать между строк, а открыла мир, где каждое слово имеет вес и значение.
На ее уроках я понял, что «Капитанская дочка» — это не только о Пугачевском бунте, но и о чести, а «Герой нашего времени» о виртуозной работе с внутренними демонами. Она учила видеть не явный сюжет, а скрытую механику текста: мотивацию персонажей, структуру и подтекст. Этот навык, разбирать сложные системы на составляющие, стал моим главным инструментом.
Сегодня я так же «читаю» бизнес-процессы клиентов и маркетинговые воронки, находя в них болевые точки и скрытые возможности. Спасибо за этот взгляд на мир, где все это текст, который можно и нужно анализировать.
Яна Григорьева, PR-директор
SkyAlliance :
Когда я училась в МГИМО, у меня был самый крутой в мире наставник aka куратор моего факультета — Александр Анатольевич Тананыкин. Но среди студентов он больше известен как «Обожди»: уж очень любит это слово.
Помню, что во время учебы наш «Обожди» был строгим. Накосячили — и сразу суровый взгляд и воспитательная беседа. Но когда нас надо было защитить, наш Александр Анатольевич был за нас горой. Мы это всегда знали, ценили и старались не подводить!
Желаю, чтобы у каждого в наших взрослых жизнях был свой мудрый «Обожди»!
С Днем учителя, Александр Анатольевич, и теплый привет от выпускников ФП МГИМО 2014. Мы вас любим!
Дмитрий Обрядов, директор по развитию бизнеса
Main Target Group :
Эта история произошла в первом классе. Мы были «экспериментальным» классом: из детсада всей группой пошли в школу в один класс. Нам поставили юную учительницу — ей было всего около 18, и опыта у нее не было вовсе.
Силы оказались неравны: нас — 25 озорных и сплоченных, она — одна, растерянная и безоружная. Однажды на уроке она просто села и заплакала. И произошло чудо: вместо того чтобы окончательно ее добить, мы — дети вдруг начали помогать, вести себя намного лучше.
Тогда я этого не понял, но позже осознал: сила не всегда в броне и твердом голосе. Иногда настоящая смелость — это признать свою уязвимость. Это страшно, это требует отваги, но именно такой поступок находит отклик в каждом, кто рядом. Нет «суперменов»: у каждого есть слабые и сильные стороны. И чаще всего признание слабости рождает не насмешку, а желание поддержать.
За этот урок я благодарен своей первой учительнице больше всего.
Елена Гордий, директор по маркетингу ресторанов
«Якитория»:
Я благодарна своим педагогам не за то, чему они учили, а за то, что они позволяли нарушать правила. В школе это была учительница литературы, которая терпела мои сочинения «не по теме», в университете — преподаватель на кафедре маркетинга, который ставил зачет, даже если у тебя был другой взгляд на рынок, а не «правильный по учебнику». Настоящий учитель — это не тот, кто вбивает алгоритм, а тот, кто оставляет тебе пространство на ошибку и эксперимент. И, пожалуй, главное — они все научили меня не бояться выглядеть странной. В профессии это оказалось самым ценным навыком.
Александра Казбекова, PR manager
Media Instinct Group :
Раньше в День учителя «спасибо» говорили мне, а сейчас хочу сказать я. По образованию я — педагог, но по профессии — PR-менеджер. Получается, изменилось лишь то, что теперь я учу не школьников и студентов каузации и артиклям, а публику — как любить бренд и уметь правильно читать новости.
Но дисциплина осталась для меня главным правилом жизни — в школе, в спорте и в работе, она решает все. Безумно благодарна своему первому тренеру по гимнастике, которая научила меня терпению, настойчивости и тому, что все нужно делать вовремя. Именно она показала, что спорт — это не только физическая активность, но и настоящая школа жизни. А ответственность и самоорганизация — лучший фундамент для профессионального роста.
Роман Ваймер, исполнительный директор
PlayVista :
Мне очень везло с настоящими учителями, причем в разных городах и странах. Истинного наставника отличает не умение принудить что-либо вызубрить, заставить заучить детали предмета, а научить думать, понимать суть, самостоятельно задаваться вопросами, искать на них же ответы, критически мыслить.
Я учился в гуманитарном классе, но для поступления в ВУЗ мне нужна была математика. В 11 классе я пришел к репетитору, Карине Михайловне, которая поначалу посчитала, что в ее науке я безнадежен. Но она взялась за обучение и всего за каких-то 6 занятий ей удалось донести до моего гуманитарного мышления ключевые основы предмета. В ход шли наглядные схемы, графики, терпение и, конечно, талант Учителя.
К слову, вся эта база и стала кирпичиком для фундамента, на котором однажды мы с моим партнером, прирожденным математиком, создали софтверные решения, справляющиеся с различными математическими задачами при планировании и проведении рекламных кампаний.
Дело моего Учителя не просто живет, но и помогает теперь не только мне.
Кирилл Нечаев, паблишинг директор tanks blitz («Леста Игры»):
В День учителя хочу поблагодарить всех своих наставников, которые показывали новые грани жизни. Особую благодарность хочу выразить двум выдающимся наставникам, которые навсегда изменили мой взгляд и, наверняка, взгляды сегодняшнего поколения рекламщиков: Свете Майбродской и Лёне Фейгину. Вы великие, спасибо вам!
Шляхова Ольга, директор по внешним коммуникациям «Сидорин Лаб»:
Так получилось, что я заканчивала магистратуру по международным отношениям со специализацией в области международной экономики. У меня было много математики, макро- и микроэкономики, но это уже тогда было не очень близко мне. Зато мне нравились маркетинг и PR — я обожала пары, которые вели молодые преподаватели, совмещавшие лекции с работой в международных компаниях. Они делились кейсами из практики, и это было безумно интересно.
Но больше всего запомнился преподаватель по политологии, который начинал каждую пару с фразы: «Оппортунизм не пройдет». Так я поняла, что, во-первых, если хочешь завладеть вниманием большой аудитории, достаточно сказать какое-то необычное слово — и несколько минут внимание твое. А во-вторых, если ты преподаватель так себе и лекции твои скучны, то в памяти студентов, кроме смешных фразочек, ничего и не останется.
Артем Домнин, директор по развитию бизнеса рекламного направления
Platforma :
Я благодарен своей учительнице русского языка и литературы Ирине Александровне Домниной за то, что она научила меня видеть смыслы там, где другие видят просто текст. У педагога не было «правильно» или «неправильно», а главным всегда был вопрос «почему ты так думаешь?». И эта привычка — искать аргументы, копать глубже, во многом определила мою ментальность и позволяет с интересом развиваться в профессии.
Она показала, что литература — это не набор произведений для изучения, а способ понять человеческую природу, мотивы поступков, сложность выборов. Это диалог через века, где каждый находит свои ответы. А русский язык — это культурный код. И какой он у тебя, зависит только от тебя: можешь говорить штампами и банальностями, мыслить ярлыками, а можешь находить точные слова, которые меняют смыслы. Ирина Александровна научила меня относиться к языку как к инструменту мышления, а не просто общения.
Убежден, что мое мнение могут разделить сотни учеников нашей школы, где Ирина Александровна трудится и сегодня.
Спасибо за то, что заложили фундамент моего отношения к словам и смыслам. Спасибо, мам!
Анна Бреслав, продюсер образовательных программ продюсерского центра
«Инсайт Люди»:
Я благодарна своим учителям за то, что они не просто учили — они меняли мою судьбу. Уроки Оксаны Викторовны по литературе раскрыли мои способности и определили вектор развития. Елена Петровна сначала превратила английский из трудного предмета в увлечение, затем он стал моим основным языком в университете. Мой научный руководитель, Ирина Вячеславовна, научила видеть в поэзии бесконечный мир и чувствовать силу слова. Теперь я сама преподаю и создаю программы, которые помогают людям меняться. Все это стало возможным благодаря тем, кто однажды поверил в меня. Спасибо, дорогие учителя, за ваш труд!
Маруся Высоцкая, управляющий директор рекламного агентства
Red Digital :
В старших классах у меня был совершенно удивительный классный руководитель — Елена Рудольфовна, преподаватель литературы и мировой художественной культуры. Она сама всегда отличалась от «массы» и научила нас главному — думать и формулировать свои мысли. Благодаря ей мы не боялись выражать собственное мнение, даже если оно шло вразрез с общепринятым и отличалось от большинства. И было настолько интересно учиться — она мотивировала нас думать, представлять свое видение и оценку чему-либо, и рассказывать об этом, вдохновляла нас находить собственный голос. Смелость быть собой, иметь свою позицию и уметь ее отстаивать — то, чему я благодарна больше всего. Эти качества невероятно пригодились мне и в жизни, и в профессии.
Мария Кобленц, руководитель отдела по работе с клиентами SEO агентства
i-Media :
Своей учительнице математики (алгебры и геометрии) я благодарна за понимание точных наук, успешное поступление в технический ВУЗ и благополучную сдачу сессий на первом курсе, который я полностью вывезла на знаниях, полученных от нее в школе. По натуре я гуманитарий, но ее подача материала сделала меня лояльной к фундаментальным наукам, что сильно помогло во время учебы на экономическом факультете.
Помню, учительница была очень строгой, ее боялся весь класс. Но на выпускном она призналась нам, что боялась нас не меньше, и именно из-за страха она была так требовательна к нам.
Много лет спустя сын моей коллеги должен был попасть к ней в класс, и семья сомневалась: учитель незнакомый, имеет репутацию очень жесткого преподавателя. Но мои рекомендации были однозначными: надо идти к ней, если у ребенка стоит задача получить знания.
Саша Миндубаева, CEO компании аутсорсинга управления рекламой в диджитале EMP (входит в
E-Promo Group ):
В детстве я мечтала стать педагогом и после школы пошла учиться на преподавателя русского, литературы и английского. За это огромное спасибо мои учителям: Денискиной Татьяне Николаевне и Виноградовой Валентине Марковне.
Татьяна Николаевна была моим классным руководителем — самым терпеливым, понимающим и бережным педагогом в мире. На ее уроках даже хулиганы и двоечники не списывали сочинения по «Слову о полку Игореве». Она умела объединять, организовывать, мотивировать и давать обратную связь. Стояла не над нами, а рядом — настоящий лидер, центр нашего класса. Именно она произнесла слова, определившие мое будущее: «У тебя есть лингвистическое чутье». С тех пор я с ним живу, берегу его и использую во всех сферах жизни.
Любовь к иностранным языкам подарила Валентина Марковна, хрупкая женщина с тихим голосом и королевскими манерами. «Тебе понравится в Лондоне», — сказала она. И мне понравилось! Она же избавила от страха перед грамматикой и ловко объяснила, что в английском всего три времени, остальное — аспекты. Это очень помогло в изучении языка.
Талантливые учителя меняют жизнь: показывают направления, учат справляться с трудностями, дарят навыки, которые меняют взгляд на мир. Спасибо им.
Елена Колганова, директор по продажам в регионах
Russ (входит в RWB):
Я училась в спортивной специализированной школе и занималась футболом. Мой классный руководитель Пономаренко Светлана Павловна была также нашим тренером. Именно она воспитала в нас главное качество — силу духа. И эта сила духа помогает мне сейчас в работе.
Я благодарна спорту и своему учителю за выносливость, которую они во мне выработали. Спорт прививает дисциплину, лидерские качества и ориентацию на результат, жить без этого уже невозможно.
Сегодня, будучи руководителем крупного направления — директором по продажам в регионах Группы Russ, которая входит в RWB, я в полной мере применяю управленческие навыки, «подсмотренные» у своего педагога. Первый из них — внимательное наблюдение за людьми. Только так можно собрать работоспособную команду. Мой принцип: попал в команду — работай на общий результат. Не получилось? Разбираемся, почему, даем обратную связь и вместе думаем, как добиться цели. Руководитель — это педагог со всеми присущими ему функциями: воспитание, контроль, развитие.
И еще одно главное правило — верить в каждого члена команды. Это окрыляет любого и служит мощнейшей мотивацией! Я всегда даю людям второй шанс, потому что и сам человек уже другой, и обстоятельства меняются. Всему этому меня тоже научил мой школьный педагог.
Андрей Лисичкин, директор по маркетингу и PR
MaxMediaGroup :
Как и для многих — университет и преподаватели дали мне сильную базу для профессионального развития. Системное мышление, умение видеть и выстраивать отдельные процессы в работающие экосистемы ежедневно помогает мне в тактических и стратегических аспектах работы. Поиск нестандартных путей в решении задач, который развивали в нас с первого курса — позволяет превращать данные и аналитику в работающие креативные ходы, направленные в первую очередь на решение бизнес-целей.
Отдельно мне бы хотелось поблагодарить за эти знания Евгению Наумовну Черемисину — руководителя Института системного анализа и управления, которая внесла бесценный вклад в развитие целых поколений IT-специалистов и помогала раскрыть их потенциал.
Елена Королева, Digital-стратег маркетингового агентства
Demis Group :
В моей жизни было много важных наставников.
Учительница начальных классов, которая поддерживала все мои идеи. Классная руководительница, которая зародила интерес к путешествиям. Тренер по легкой атлетике, которая показала, что нет ничего невозможного. Преподавательница английского, которая вернула веру в себя. Преподаватель по игре на барабанах, который помог прокачать устойчивость к сложностям.
Есть и те, кто не является наставником по профессии. Друзья, коллеги, малознакомые люди, известные личности. Например, мой личный герой — Майк Шинода, который вдохновляет меня с 12-ти лет. «This is ten percent luck, twenty percent skill, fifteen percent concentrated power of will, five percent pleasure, fifty percent pain, and a hundred percent reason to remember the name» — мое жизненное кредо.
Но самое главное — не наставники. Найти что-то важное для себя можно с помощью тех, кто нас окружает, но если ты готов это увидеть и принять. Поэтому я уверена, что все начинается с нас самих.
Савчук Полина, Account director
BAR creative agency :
День учителя для меня — семейный праздник, я родилась в потомственной плеяде учителей. Мама и бабушка — логопеды-дефектологи, преподаватели русского языка и литературы, тетя — педагог начальных классов.
И ценность этой работы начинаешь видеть с годами, работая с людьми, обучая и передавая профессиональный опыт, — тут со взрослыми не всегда договоришься, а с детьми усилия становятся икс два.
А отдельная благодарность за лучший профессиональный совет моему преподавателю теории и практики рекламы в далеком 2012 году в РГГУ Марии Александровне Штейнман, которая, успокаивая меня, говорила: «Полин, не переживай, мы еще и не такие дела заваливали».
Мария Александровна — на том и стоим!
Андрей Лёвин, глава отдела PR
TrafficShark :
Учитель — не тот, кто просто дает знания, а тот, чей вклад раскрывается со временем. Иногда только спустя годы понимаешь, насколько глубоко он повлиял на твою траекторию.
Для меня таким наставником стала Ирина Вячеславовна Шуйская — учитель английского языка в школе. Именно благодаря ее урокам я чувствую себя уверенно в любой стране мира: без языкового барьера, без страха заговорить, без ощущения, что «я не тяну». Ее методика, внимание к разговорной практике и умение создать на уроках атмосферу живого общения дали мне не просто грамматику — они дали свободу.
Сегодня, работая в международных PR-проектах, я постоянно использую те самые навыки: ясность речи, культурную чуткость, способность быстро включаться в диалог. И каждый раз я мысленно возвращаюсь в школьный кабинет — к доске, к домашним заданиям и даже к контрольным работам.
Спасибо вам, Ирина Вячеславовна, за профессионализм, который не кричит о себе, но работает — навсегда!
Юлия Глозман, креативный директор
Epique Communications :
У меня был совершенно чудесный педагог по литературе в университете. Я училась в ВШЭ на «Журналистике». И Михаил Георгиевич Павловец покорил мое сердце с первой пары. Так любить литературу, а главное учить 18-летних оболтусов мыслить, смотреть в корень, задавать вопросы, подмечать детали, а главное чувствовать произведение всей душой. Смотреть не столько на сюжет, сколько на контекст, не просто узнавать истории героев, а пытаться понять их. Бесстрашно декламировать стихи. И не бояться заявлять о себе.
Я думаю, что во многом именно эти пары, единственные на которых, я сидела как штык в 9 утра на первой парте, повлияли и на сам выбор профессии, и на мою внимательность, и эмпатичность, которые очень помогают в работе.
Михаил Георгичевич, если вы вдруг читаете это! Спасибо!
Юлия Муравьева, HR-директор
MOSKVA PRODUCTION:
После школьных и университетских лет достаточно сложно найти своего учителя в широком смысле этого слова. Но мне все же удалось.
Мне посчастливилось найти своего наставника и педагога в лице моего руководителя — CEO MOSKVA PRODUCTION Кирилле Христенко. Этот путь начался с работы: мне всегда интересно наблюдать за тем, как Кирилл ищет и находит выходы из запутанных ситуаций. Эти важные решения он принимает легко, «с остринкой», как будто играючи. Я учусь у него находить нужный вектор, перенимаю видение и отношение ко многим процессам. Но это влияние не ограничивается работой. Мне также близок образ жизни и мышления Кирилла. При подготовке этого комментария я еще больше осознала, что, на самом деле, мышление и принципы человека первоочередны, они влияют на рабочие решения, бизнес и на людей вокруг, которые впитывают твой опыт.
Поздравляю всех учителей — всех, кто делится своими знаниями и опытом с другими!
Алиса Петрова, креативный директор
MOSKVA PRODUCTION :
В университете я активно занималась научной работой. Тогда мой научный руководитель научила меня одному из самых важных навыков — развивать око социолога. Смотреть, наблюдать, изучать — людей, эмоции, явления. По сей день, когда езжу в метро или «подсматриваю» за привычками других где-нибудь в кафе, я считаю, что прокачиваю свое око социолога. И да, это очень помогает в работе. Спасибо, Наталья Викторовна!
Быть учителем — это огромный труд и призвание. Знаю это, потому что моя мама учитель. Вижу и чувствую, сколько сил и энергии она вкладывает в каждого своего ученика, стараясь быть для них не просто «педагогом», а другом и наставником. Очень ей восхищаюсь, как и каждым учителем, любящим свое дело.
Наталья Балута, Chief innovation officer, Mediasystem (
Group4Media ):
Сейчас я преподаю в МИСиС у студентов направление Медиа-лингвистика и стараюсь, прежде всего, заинтересовать их сферой Медиа, чтобы им было интересно не только на лекциях и семинарах. Важно, чтобы они захотели потом продолжить учиться или работать в этой сфере.
В свою очередь благодарна педагогам, которые в разные годы были моими преподавателями и наставниками, особенно за развитие интереса к учебе и поддержку моего любопытства. Конкретные знания по предметам могут устаревать и обновляться. Но, сколько бы нам не было лет, остается очень важным узнавать новое, не переставать учиться. Это получается только, если удается полюбить учиться.
Евгений Халин, директор дивизиона Traffic
Kokoc Group :
Я считаю, что мне очень повезло по жизни с учителями. И это не только те люди, которых официально мы называем «учитель», но кто делился с нами уже пройденным опытом.
И я хочу сказать сегодня спасибо им всем. Родителям, у которых я до сих пор могу почерпнуть что-то новое в воспитании детей (а они подняли в самые не простые времены трех пацанов — меня и моих братьев).
Учителей лицея в моем родном городе, которые учили в первую очередь получать новые знания, исследовать новое. Преподавателей ВУЗа, а особенно некоторых, кто показывал своим примером, что успешные люди не только могут, но и должны опыт свой передавать молодому поколению. И, конечно же, моим руководителям в разных компаниях, кто показывал примеры лидерства. А иногда даже как не надо поступать в управлении — и за такие уроки тоже спасибо.
Бизнес тренерам, особенно были два ярчайших человека, которые на своих тренингах за короткий промежуток времени настолько разворачивали мое сознание, что потом несколько месяцев (а то и кварталов) я не мог войти в нормальное русло.
И чем дальше я иду, тем яснее понимаю: учителя — вокруг нас. Мы учимся у коллег, друзей, детей, клиентов. И в то же время мы сами становимся учителями — даже если этого не замечаем. Иногда одно сказанное нами слово, одна реакция или один поступок могут стать для кого-то уроком на годы вперед.
Так что День учителя — это не только про школу. Это про всех нас.
Василий Ящук, директор дивизиона Creative
Kokoc Group :
Нас делают люди вокруг. Когда мы становимся старше, то с той или иной долей вероятности мы сами определяем себе окружение, а вот школярская пора дело другое. Мне повезло с учителями, особенно с преподавателями-практиками. Виктор Александрович Подсорин в свое время показал мне место математики в реальной жизни и бизнесе. То, как цифры на бумаге складываются в зарплаты, расходы, прибыль и проблемы. Важность его лекций, конечно, пришла сильно позже, когда пришлось считать P&L и бизнес планы, но вот логика рассуждения, заложенная им, навсегда осталась в моей черепушке.
Кирилл Сорокин, директор департамента по работе с блогерами платформы Rafinad (входит в
Kokoc Group ):
С любовью к своему классному руководителю.
Спасибо моему школьному учителю литературы, Ирине Владимировне, за один из главных навыков — умение видеть структуру и слышать аудиторию. Каждое сочинение было как презентация: нужно было выстроить мысль, обосновать тезисы и донести идею.
Сейчас, создавая стратегии, я мыслю ее категориями. Та самая «карта истории» — завязка (инсайт), развитие (нарратив), кульминация (оффер) — стала моим внутренним фреймворком.
Этот фундамент оказался прочнее многих бизнес-моделей.
Галина Евдокимова, директор направления вербальных коммуникаций
Depot :
Всем своим педагогам я благодарна за то, что они влюбляют меня в сам процесс обучения. Не заставлять и навязывать, а вовлекать и вдохновлять — вот настоящий талант! У каждого моего наставника он был, начиная с первой учительницы в школе. С нее началась моя бесконечная любовь к литературе и языку, которая все еще со мной!
Я искренне не понимала и все еще не понимаю, как кто-то находит книги скучными, потому что Любовь Алексеевна научила меня не читать, а чувствовать и проживать буквально каждую строчку.
Людмила Семушина, пиар-директор Inventive Retail Group:
Когда сегодня я говорю слово «учитель», то вспоминаю не только своих школьных преподавателей. Это и университетские профессора, и руководители, которые в нужный момент смогли дать не только знания, но и правильный совет и наставление.
Помню своего университетского куратора: она требовала четкой аргументации любой идеи. И звали ее соответственно — Сталина Владимировна. С человеком с таким именем сложно было спорить. Тогда это казалось придиркой, а сегодня — именно умение структурировать мысль и доказывать ее значимость, помогает мне выстраивать коммуникации как с топ-менеджментом, так и со СМИ и партнерами.
Еще очень часто я вспоминаю свою школьную учительницу литературы, Елену Родомировну. Она первой научила меня не просто читать текст, а слышать за ним смысл и видеть подтекст. На ее уроках мы спорили о героях и поступках, и именно тогда я поняла, что коммуникация — это не набор слов, а искусство донести идею так, чтобы ее услышали и приняли. Позже, в университете, я встречала блестящих преподавателей, но именно школьный преподаватель дал мне то базовое чувство: твой голос важен, если он уверен и аргументирован.
Сегодня, работая в сфере PR, я часто ловлю себя на том, что именно ее фразы и подход помогают в самых сложных ситуациях. За эту способность мыслить и говорить осознанно, я благодарна своим педагогам больше всего.
