Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
19.11.2025 в 14:00

Чек-лист: пошаговый алгоритм проверки и использования контента

Контент без нарушений: как правильно использовать визуалы

Дмитрий Емельянов, Gelio Media.

В 2024 году число дел по нарушению авторских прав превысило 53 тыс., с присужденной суммой взысканий 9,4 млрд руб. Это рекордное количество за последние годы. Для бизнеса это означает одно: цена ошибки в работе с контентом резко выросла. Маркетологам, предпринимателям и компаниям придется внимательнее проверять права, фиксировать авторский вклад и оформлять договоры, чтобы избежать многомиллионных потерь. Как работать с контентом в новых условиях, Sostav рассказывает Дмитрий Емельянов — сооснователь и СЕО корпоративного издательства и фотоагентства Gelio Media.

Новый закон об авторском праве: что поменялось

В июле 2025 года в России вступили в силу поправки ужесточающие ответственность за нарушение авторских прав. С 2026 года максимальный размер компенсации за неправомерное использование чужого контента вырастет в два раза — до 10 млн руб. Минимальная сумма компенсации остается без изменений — на уровне 10 тыс. руб (cт. 1301). Есть изменения в п.3 ст. 1300 ГК (удаление копирайта): автор или иной правообладатель вправе требовать от нарушителя по своему выбору возмещения убытков или выплаты компенсации в размере от одной тысячи до ста тысяч рублей. Также ужесточилась ответственность за использование ОИС без информации об авторском праве на контрафактных носителях или при расчете компенсации исходя из двойной стоимости права. Если такое нарушение есть и расчет идет по контрафакту или по двойной стоимости права, то будет применяться формула компенсации — 220% от стоимости контрафакта или права.

Компенсация может рассчитываться не только в фиксированной сумме, но и исходя из рыночной стоимости прав или цены контрафактной продукции.

При использовании нескольких объектов интеллектуальной собственности на одном контрафактном носителе определяется общий размер компенсации, независимо от количества этих объектов.

Особый акцент на цифровые нарушения. Теперь нарушением исключительного права признается незаконное использование одного результата интеллектуальной деятельности каким-либо одним способом.

Если за защитой и компенсацией обратятся лицензиат и правообладатель, их требования будут считаться солидарными.

Стоит обратить внимание не столько на нововведения этого года, сколько на ситуацию с авторским правом в части контента в целом. Из-за того, что выросла потребность в визуальном контенте для проектов, наполнения сайтов, оказания услуг, продажи товаров на маркетплейсах и офлайн, вопросам авторского права стали уделять больше внимания. Произошла смена модели потребления информации, когда пользователям гораздо интереснее смотреть на картинку с текстом, чем просто на текст. Во многих сферах невозможно представить услугу или товар без качественного визуала. Почти всегда товар или услуга с использованием хорошей фотографии или дизайна будут более востребованы, а сайты с таким контентом — выше в выдаче поисковых систем. Спрос рождает предложение. Потому появляется все больше сервисов, предоставляющих визуальный контент, и юридические представители, которые отслеживают несанкционированное использование фото и видео. Для маркетологов и представителей бизнеса это означает лишь одно — необходимо более ответственно относиться к вопросам использования контента.

Наиболее частые ошибки маркетологов при работе с визуальным контентом

  • Использование контента в «свободном доступе» с сайтов и поисковиков.

Самая распространенная ошибка — убежденность в том, что фотографии из интернета можно просто брать, поскольку они находятся в «свободном доступе». Как ни странно, такую ошибку допускают не только маркетологи из небольших компаний, но и представители крупных бизнесов. При этом в постановлении Пленума Верховного суда (п. 100 ПП ВС РФ от 23.04.2019 № 10) объясняется, что Сеть «Интернет» не является местом, открытым для свободного посещения.

Если на ресурсах не указано, что фотографии брать нельзя, это не дает права на ее использование. Отсутствие запрета на том или ином источнике также не считается согласием (разрешением) на использование фото (ст. 1229 ГК РФ). Есть и другая «ловушка»: если интересующая вас фотография лежит на каком-то сайте, это не означает, что она использована без нарушения прав. Цепочка нарушений начинается с одного пользователя, который мог незаконно разместить снимок — не запросил согласия у автора или правообладателя, после чего другие совершают ту же ошибку.

Необходимо соблюдать простое правило при работе с контентом: на любую фотографию, видео, иллюстрацию или иной визуал, который вы используете на своем сайте или в проекте, должен быть документ, подтверждающий, что им можно пользоваться, не нарушая интересы автора или правообладателя. Стоит относиться к фотографии и к любому другому контенту как к ресурсу. Этот ресурс был кем-то создан, и пока вы не удостоверитесь, что он действительно в «свободном доступе», такой контент категорически нельзя использовать.

Вопрос спорного контента решается проведением аудита интеллектуальной собственности: нужно внимательно проверить свои сайты, удостовериться, что все фотографии и видео используются законно. Это позволит избежать претензий от авторов, правообладателей или юридических сервисов, которые с ними работают.

  • Использование контента из социальных сетей.

Контент из социальных сетей ничем не отличается — его также нельзя брать без согласия автора или правообладателя. Наша практика показывает, что ответственность за незаконное размещение в сетях такая же, как и для сайтов. Чаще всего соцсети используются для продвижения деятельности компании, демонстрации товаров или услуг, увеличения спроса на них. Иногда бизнесы ведут через них полноценный деловой оборот: выставляют счета и продают товары. Создателем сообщества или канала может быть представитель юридического лица либо физическое лицо. При этом директор, заместитель, менеджер или иной сотрудник, который создал группу в интересах организации и незаконно использовал результат интеллектуальной собственности в постах, будет нести ответственность за юридическое лицо. Потому что действует в интересах организации и от ее имени.

Компании зачастую не имеют сайта, а работают только через соцсети, указывая в них данные организации (ИНН/ОГРН) и регистрируя такие страницы в РКН. Однако при незаконном размещении контента такие организации понесут ответственность наравне с теми, кто использует в своей деятельности только сайты.

  • Ошибки в корпоративных архивах.

Еще одно заблуждение касается корпоративных архивов, которые стоит обязательно перепроверять. Возьмем кейс из практики. Когда мы работали над корпоративными книгами для крупных компаний, сталкивались с ситуацией: в холдинге сформирован архив, сотрудники пресс-службы используют его для разных маркетинговых задач. Архив, который формировался несколько лет, мог существовать до прихода текущей команды. Новые сотрудники воспринимают архив как данность, даже не подозревая, что у большинства фотографий проблемы с правами. Что-то было передано в компанию без документов, что-то снимали сотрудники, что-то вроде бы передали безвозмездно от сторонних фотографов. Но полагаться на такой внутренний фотобанк нельзя. Нужно проверить, что все фотографии переданы по договорам отчуждения, лицензионным договорам либо иным документам, которые гарантируют отсутствие возможных претензий от правообладателей. И в этих документах нет ограничений по сроку или объему прав.

Какие могут быть ограничения?

Ограничения по сроку. Некоторые фотографии приобретены у авторов на конкретный период, например, на один или три года. Компания размещает фотографию на сайте, но забывает или не учитывает, что в лицензионном соглашении предусмотрен срок для такого размещения. Потому допускает нарушение после окончания этого срока.

Ограничения по видам использования. Многие правообладатели ограничивают возможные виды использования фотографии. Например, снимок покупался для корпоративного календаря, при этом его нельзя использовать для других носителей. Крупные фотобанки, информационные агентства и музейные фонды иногда ограничивают даже малейшие детали: тираж, размер фотографии в пределах страницы, место размещения. Каждый дополнительный носитель или формат использования должен оплачиваться отдельно. И важно строго соблюдать ограничения, указанные в договоре.

Зачастую сотрудник подбирает материалы без должной проверки. И по прошествии нескольких месяцев или лет, когда человек уже не работает, компания получает претензию в связи с незаконным использованием фото. Ответственность за неопытного менеджера будет нести работодатель.

Избежать проблем поможет политика работы с контентом и введение ответственности у профильных сотрудников за использование несогласованных материалов. Во время приема на работу сотрудника, который будет прямо или косвенно отвечать за использование контента, нужно провести инструктаж, удостовериться в том, что он владеет базовыми знаниями и способен проверить материалы. Иногда полезно выстроить трудовую функцию и прописать ее в договоре, в том числе предусмотреть ответственность сотрудника, чтобы минимизировать риски будущих споров и недопониманий. И, конечно, ввести чек-лист маркетолога в качестве обязательного инструмента работы.

Чек-лист: как проверить контент перед использованием

  1. Провести аудит всех использованных изображений, видео, графики, иллюстраций и иной интеллектуальной собственности.
  2. Систематизировать и очистить права на всю интеллектуальную собственность. Буквально это значит: поднять договоры, восстановить цепочки, откуда взяты те или иные материалы. Все спорное удалить или заменить другим контентом. Для контента, который используется незаконно, необходимо заключить соответствующие договоры. Документы можно систематизировать по годам, по проектам или в иной иерархии, которая будет для вас удобна. Даже простая онлайн-табличка намного лучше, чем ничего.
  3. При использовании новых фотографий или иных визуалов нужно смотреть правила фотобанков или площадок. Внимательно читать ограничения, пользовательские соглашения и лицензионные договоры.
  4. Иметь в виду, что если нет прямого запрета на использование контента, это не означает, что использовать его действительно можно.
  5. Отказаться или минимизировать использование площадок, которые работают в иностранном праве.
  6. Провести аудит лицензионных договоров или договоров отчуждения с фотографами, дизайнерами и авторами. Прописать тот объем прав, который необходим для ваших проектов.

Как компании обеспечивают контроль за авторским правом

В крупных компаниях ответственность за интеллектуальную собственность должна быть или может быть возложена на отдел корпоративных коммуникаций при поддержке юристов, которые понимают, как работать с авторским правом. В таких случаях в организации должен быть разработан регламент — в виде официального документа или даже в формате простых правил, о которых знает каждый сотрудник, работающий с контентом.

Тогда после проведения разового аудита и «очистки» прав архив документов будет передаваться как эстафетная палочка. Даже при смене сотрудников руководитель понимает, как обстоят дела с контентом, есть ли какие-то спорные моменты и будет работать с новыми материалами по сложившейся системе. Есть и более сложные решения — использование внутренних фотобанков и CRM, но они оправданы только для крупных компаний.

Примеры из практики:

Когда компании обращаются к нам за помощью, если им пришла претензия от юристов или специальных сервисов, мы рекомендуем решить текущий спор и дальше заниматься аудитом и очисткой всего визуального контента, который есть в их распоряжении. Поскольку чем раньше вы обратите внимание на вопросы легальности используемого контента, тем лучше. Больше всего сложностей у туристического бизнеса и компаний с региональным присутствием. Турфирмам нужны снимки для продвижения своих продуктов и экскурсий, изображения городов в разделе «контакты». Мы рекомендуем как можно раньше проверить свои ресурсы и взять за практику не заимствование фото «из открытых источников», а плату за качественный контент.

Другая уязвимая категория — интернет-СМИ. Они используют большое количество визуального контента и нуждаются в нем оперативно. Некоторые редакции стараются использовать преимущественно свой контент, заранее определяют регламенты работы с фотографиями и дизайном. Так, мы сотрудничали с сетью новостных порталов: предоставляли фотографии из своего фотобанка для их материалов, а они делали активную ссылку по согласованию с нами — получилась выгодная история для обеих сторон.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.